Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
В небе Белоруссии
27 февраля 2020, 14:00

В небе Белоруссии



Камышловские авиаторы.  

Алексей Прохоров родился 16 октября 1920 года в Камышлове. После смерти отца в тридцатых годах переехал жить к родственникам в Иваново. Ходил в местный клуб Осоавиахима, после него в 1940 году поступил в Ворошиловградскую лётную школу. В начале Великой Отечественной войны лётная школа с приближением фашистов к Ворошиловграду получила приказ эвакуироваться в тыл.

Авиационная школа с 1941 по 1943 годы сменила несколько городов для размещения. Последним местом эвакуации стал город Уральск (в современном Казахстане). Весь этот период в авиашколе служил, учился летать курсант Алексей Прохоров. К концу 1943 года он сдал выпускные экзамены и был выпущен лейтенантом, лётчиком на самолёт-штурмовик ИЛ-2.

Через запасной авиаполк лётчик Прохоров попадает служить в 106-й штурмовой авиаполк 300-й штурмовой авиадивизии.

Операция «Багратион»

Курсант авиационной школы Алексей Прохоров. 1941 год
В мае-июне 1944-го 300-я штурмовая дивизия в составе четырёх авиаполков вливается в состав 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Прибывшая на усиление, она была принята на тыловых аэродромах в 200-300 километрах от линии фронта.

К середине 1944 года Красная Армия разгромила группировки немецко-фашистских войск на северо-западном и юго-западном направлениях. Были созданы условия для нанесения удара в центре на кратчайшем пути к Германии. Опасаясь этого удара, гитлеровское командование сосредоточило на территории Белоруссии крупную группировку войск – группу армий «Центр» – и создало глубоко эшелонированную оборону.

С целью разгрома этой группировки и освобождения Белоруссии советское верховное главнокомандование решило провести операцию под кодовым наименованием «Багратион». Для её проведения планировалось привлечь силы соседних фронтов и войск 1-го Белорусского фронта.

Во фронтовой полосе на протяжении 700 километров оборонялись 9-я (на Бобруйском направлении) и 2-я (в Полесье) немецкие полевые армии, а также соединения 4-й танковой армии. В их составе было около 45 дивизий и значительное количество частей усиления. Немецко-фашистская авиация, действовавшая на этих направлениях, включала авиационные эскадры 6-го и частично 4-го воздушных флотов. Базировалась она в основном в районах Минска, Барановичей и Люблина. В составе имела около 850 самолётов, в том числе около 500 бомбардировщиков.

В соответствии с директивой ставки, освобождение Белоруссии по решению главнокомандующего войсками 1-го Белорусского фронта сводилось к тому, чтобы армиями правого крыла прорвать оборону противника севернее Рогачёва и южнее Паричей и двумя сходящимися ударами окружить и уничтожить Бобруйскую группировку врага и далее наступать на Слуцк; войскам левого крыла фронта – сковать противостоящего противника. 16-я воздушная армия должна была содействовать наступлению ударных группировок фронта, сосредоточив основные силы на поддержке Рогачёвской группы.

Бобруйское наступление

С утра 24 июня 1944 года после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции.

Читайте также:  9 мая смеялись и плакали

Штурмовая авиация уничтожала вражескую артиллерию на позициях, танки, автотранспорт на дорогах и пехоту в траншеях в районе Зазерья, Тихиничей, Рудни-Бронской и в районе Паричей, Микуль-городка, Зеленковичей. Боевые действия штурмовиков носили характер в основном эшелонированных ударов групп по 4-10 самолётов. Войска противника находились под непрерывным воздействием штурмовиков, которые вели атаки с высот 1000-800 метров до бреющего полёта, совершая до восьми заходов на цель.

При поддержке штурмовиков и прикрытии истребителей войска прорвали вражескую оборону южнее Паричей на участке шириной до 30 километров, а введённый в прорыв 1-й гвардейский танковый корпус углубился во вражескую оборону на 20 километров. Ввод этот обеспечивала 2-я гвардейская штурмовая авиадивизия. В назначенное время над головными танками появилось 40 самолётов ИЛ-2, а через 15 минут – ещё 35 штурмовиков. Своими атаками они содействовали продвижению танкистов.

25 июня днём сосредоточенными ударами бомбардировщики и штурмовики (в том числе 300-й ШАД) в сопровождении истребителей уничтожали войска и технику противника в районе Большой Крушиновки, Заболотья, Химичей, Балашевичей и других населённых пунктов. Уничтожив переправы через реку Березину, советские войска не допустили отход противника к Бобруйску. Наша авиация совершила 2738 боевых вылетов, было уничтожено много вражеской техники и живой силы. В 26 воздушных боях было сбито 17 самолётов противника.

По приказу Сталина вечером 25 июня Москва салютовала артиллерийскими залпами доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, прорвавшим оборону гитлеровцев на Бобруйском направлении.

В результате успешных действий советских войск 26 июня противник начал общий отход. По всем дорогам на Бобруйск потянулись вражеские колонны, которые стали основным объектом действий нашей авиации. В середине дня в полосе наступления 65-й армии воздушный разведчик обнаружил колонну, в составе которой было до 600 автомашин. В воздух поднялись 44 самолёта ИЛ-2 300-й штурмовой авиадивизии. В течение двух часов они держали колонну под бомбами и обстрелом, уничтожив более 100 автомашин и значительное количество живой силы. В итоге колонна была остановлена и рассеяна. 3 июля 1944 года был освобождён Минск.

Итоги операции

Успех Бобруйской операции был во многом предопределён активными действиями 16-й воздушной армии. С 24 июня по 4 июля авиачасти армии на Бобруйском направлении совершили 13784 боевых самолётовылета, провели 141 воздушный бой, сбив при этом 95 вражеских самолётов. Были уничтожены основные силы 9-й немецко-фашистской армии.

25 июня 1944 года в воздушном бою в районе населённых пунктов Прудок-Ельнички был сбит самолёт лейтенанта Алексея Прохорова. Имя камышлоского лётчика увековечено в братском захоронении в пос. Паричи Светлогорского района Гомельской области республики Беларусь.

Виктор СУВОРОВ
На фото. Самолёт-штурмовик ИЛ-2, на котором летал Алексей Прохоров.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.