Чт, 2 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 2 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
В степях Забайкалья
28 мая 2023, 10:00

В степях Забайкалья



Галина ШИПИЦЫНА

Даурия. Бесконечные Забайкальские степи, бесснежные зимы, ледяные ветры в 30-градусный мороз… Здесь, среди равнины, на стыке советской и китайской границ расположилась 15-я застава «Юбилейная» Забайкальского пограничного округа, где с 1990-го по 1992 годы служил Иван Витальевич Касин.

Иван Витальевич Касин
В очень непростые для страны годы смены власти довелось охранять государственную границу Ивану Витальевичу. До армии он окончил СПТУ-16 по направлению «электромеханик СЦБ (сигназизация, централизация, блокировка)» и, оказавшись в погранвойсках, попал в сержантскую школу для обучения по специальности комтеха. Окончил учебную часть во Владивостоке, где готовили командиров отделений сигнализации и связи. В эту учебку определили большинство новобранцев, прибывших вместе с Иваном с Урала.

Служба была очень ответственной: нужно было обеспечивать круглосуточную связь на заставе, а также работу отдельной секретной линии прямой связи с Москвой. Кроме того, семь километров – левый фланг вдоль границы с Китаем и девять километров – правый фланг. Вдоль всей контрольно-следовой полосы проходила колючая проволока под названием С-175, которая мгновенно реагировала на малейшее нарушение границы, и застава получала сигнал, в ответ на который на место сработки сигнала выезжала тревожная группа. А нарушителями, рассказывает Иван Витальевич, также были зайцы, косули, гроза или просто дождь.

– В моём отделении было пять связистов, у каждого из которых – своя обязанность. Плюс – связист ЗАС (засекреченной аппаратуры связи, который и обеспечивал ежедневные сеансы с Главным управлением), – рассказывает И.В. Касин. – Работы по сезонной подготовке системы, обеспечению бесперебойной связи заставы и пограничных нарядов было много, чтобы застава могла спать спокойно. Поэтому командиру отделения необходимо было много знать о работе системы, обладать хорошим терпением и выдержкой. Однажды ночью сработал сигнал тревоги с одного из участков. Выехала тревожная группа. Пока искали причину, в этот же момент шёл нарушитель с китайской стороны. Но услышав шум мотора, изменил маршрут и ушёл, а потом попытался перейти границу на соседней заставе, где его и взяли.

В трудный 1991-й, когда «на гражданке» не было продуктов и вводили талоны, на заставе жилось неплохо: было своё подсобное хозяйство благодаря начальнику заставы, который заботился о своих бойцах. Проблемы тогда ещё границы почти не коснулись, только охрана государственной границы велась в усиленном режиме.

– Сложности были, – продолжает Иван Витальевич. – Сокращался штат бойцов: домой уходили дембеля, а новое пополнение не прибывало. Исходя из ситуации в стране, пацанов в этот период времени не отпускали в отпуск и… дефицитом стали сигареты.

Как и все, кто прошёл через службу в погранвойсках, Иван Касин убеждён:

– Служить на границе было очень интересно, необычно: там совершенно другие условия жизни, требования, критерии. Со всей страны приезжают пацаны для прохождения службы, каждый со своим характером, навыками, познаниями. И все очень разные. Но начинали выполнять общие задачи по охране государственной границы СССР – и в этом были все равны. При этом совершенно неважно, откуда ты, кто твои родители, сержант ты или рядовой. И такие дружеские отношения были у нас со всеми пацанами, мы до сих пор их поддерживаем, общаемся, переписываемся, встречаемся.

Конечно, на границе происходило много разного. Иван Витальевич вспоминает особо запомнившиеся случаи. Как однажды на заставу приехал с концертом ансамбль песни и пляски Забайкальского военного округа. И, разговорившись с одним артистом, Иван узнал, что его собеседник – земляк, родом из Пышмы, позитивных эмоций было много – что у Ивана, что у артиста.

Читайте также:  В День пограничника

– Однажды нарушителя государственной границы СССР задержали на нашей заставе, – вспоминает он. – Это был 16-летний парень, который после просмотра очередной видеокассеты про китайские единоборства решил пересечь границу и уехать, не сказав родителям, в Шаолиньский монастырь для обучения у-шу. А когда проходили выборы первого президента России, от Забайкальского военного округа нам был обозначен свой кандидат, и замполит чётко дал установку, за кого голосовать. Единственный, кто нарушил эту установку и проголосовал за Ельцина, был я. Хотя получил за это нарекание, но как я мог не проголосовать за земляка?

– Ещё был случай, – продолжает он, – во время обучения в сержантской школе нас первый раз подняли по команде «застава в ружьё». Для всех пацанов, ещё совсем недавно бывших гражданскими лицами, это было забавно. Но когда курсантов с учебных застав отвезли в сторону границы для обеспечения заслона и расположили по всему участку в направлении движения нарушителя, при этом рассредоточив через определённое расстояние друг от друга, стало не до шуток. В секрете мы находились двое суток, и всё это время шёл затяжной приморский дождь (мелкий-мелкий), а маленькие мошки проникали под одежду и делали своё дело, при этом нельзя было разжигать костры, разговаривать, курить, чтобы не дать обнаружить себя нарушителю. После двух суток ожидания под дождём первоначальное ощущение «забавы» переросло в понимание всей сложности и ответственности службы в погранвойсках. Нарушителя, естественно, задержали, в то время они целенаправленно стремились попасть на территорию СССР для сбора корня женьшеня, и это оказался один из таких сборщиков.

Так прошли два года службы. Вернулся Иван домой, стал работать, женился, началась обычная гражданская жизнь. И однажды, 20 лет спустя, он оказался в Забайкалье, недалеко от Даурии – в командировке от электротехнического завода, где работает. И не смог удержаться, чтобы не побывать на родной 15-й заставе.

– Конечно, там всё за годы изменилось, – рассказывает он. – Ждали учебного нарушителя границы, а тут появляюсь я. Проверили документы, позвонили на завод. Когда всё выяснили, очень хорошо приняли, накормили, пообщались.

Да, сейчас много изменилось на границе, да и сами пограничники другие – не 18-летние пацаны, а профессионалы, умеющие работать в любых трудных условиях. Но братство зелёных фуражек, гордость за то, что два незабываемых года был причастен к охране государственной границы своей страны, останется с «погранцами» навсегда.

На фото. Отличник пограничной службы первой и второй степени сержант Иван Касин. Служил на советско-китайской границе с 1990-го по 1992 годы.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.