Кто должен содержать и ремонтировать контейнерную площадку многоквартирных домов?
Елена ДУБЫНИНА
Так уж сложилось, что при межевании земельных участков домов № 53 и 55 по улице Жукова территория, на которой много лет стоит контейнерная площадка, осталась муниципальной. С годами она пришла в негодность, и теперь возник вопрос: кто же её должен содержать и ремонтировать?
– Полтора года назад перед выборами депутатов городской Думы я обращалась к главе Камышлова Алексею Владимировичу Половникову с этой проблемой, – рассказывает старшая по дому № 55 Ю.Э. Ромих. – Тогда площадка не была в таком ужасном состоянии, но баки уже стояли не на ней, а на краю проезжей части. Сейчас весь каркас площадки сложился, как карточный домик, и владелец земельного участка не предпринимает мер. Нам говорят, чтобы жильцы собирали деньги и ремонтировали площадку сами. Но это неправильно и противоречит законодательству.
На приведение площадки в порядок, а в основном деньги нужны на замену ограждения, потребуется не менее 50 тысяч рублей. Естественно, жильцы дома не согласны нести данные расходы, так как в состав общего имущества площадка не входит. В ЕМУП «Спецавтобаза» не единожды комментировали, что за ремонт и содержание площадок отвечают собственники земельного участка. Об этом же говорит и закон, в частности, федеральный закон № 89 (статья 8), постановление правительства Свердловской области № 969 от 26 декабря 2018 года (ст. 39, 42).
В пункте 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 сказано, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить свободный проезд и освещение контейнерных площадок, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории. Однако, как пишут юристы, комментируя данный пункт, оборудовать контейнерную площадку должны управляющие компании при условии, если надлежаще оформлены границы придомовой территории в собственность многоквартирного дома, а также при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. В данном случае эти условия отсутствуют.
Мы внимательно изучили письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 года № 11696-АО/06, в котором подробно описано, кто и за что отвечает по вопросу обращения с ТКО.
Из письма следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обозначен в нём и тот, кто обязан покупать контейнеры для площадок: «Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями».
На сайте управления Роспотребнадзора мы также нашли важную информацию по контейнерным площадкам. Независимо от видов мусоросборников (контейнеры и бункеры), контейнерные площадки, на которых они установлены, должны иметь подъездной путь, твёрдое асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Любая площадка, независимо от количества мусорных баков, должна иметь ограждение, чтобы мусор не попадал за пределы площадки. Высота ограждения должна быть не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, школ, детских садов, спортивных клубов должно быть не менее 20 и не более 100 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний по согласованию с управлением Роспотребнадора. Данные требования изложены в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21.
Поскольку дома находятся в управлении ООО «Эстра-УК», за комментарием мы обратились к директору предприятия Б.И. Карелину.
– Это болезненный вопрос, не единожды мы поднимали эту проблему в администрации, – рассказывает Борис Иванович. – Мы согласны убирать снег вокруг площадок, чтобы спецтехника могла беспрепятственно вывозить мусор. Но ремонтировать площадки, не входящие в состав общего имущества, значит, нести нецелевое расходование денежных средств со счёта домов. Если собственники согласны, то мы проведём ремонт.
Выслушаем и третью сторону – представителей администрации Камышлова. За комментарием обратились к начальнику отдела жилищно-коммунального и городского хозяйства Л.А. Семёновой.
– Данная контейнерная площадка была оборудована для жильцов ещё при проектировании и строительстве многоквартирных домов, – говорит Лариса Анатольевна. – Пользуются ею жильцы нескольких домов по улицам Жукова, Советской и Леваневского. Содержаться и обслуживаться она должна за счёт средств собственников по статье «Содержание общего имущества», то есть этот вопрос должна взять на себя управляющая организация. Тот факт, что площадка размещена на земле, не отмежёванной к какому-либо конкретному дому, не отменяет обязанность жильцов, которые ею пользуются, её содержать. Площадка предназначена для нужд жильцов многоквартирных домов, и муниципалитет не может брать на себя расходы по её содержанию. Задача муниципалитета в настоящее время – обеспечить контейнерными площадками частный сектор, чтобы уйти от помешкового сбора.
У жильцов один взгляд на проблему, у управляющей организации – другой, у администрации города – третий. В результате дело с мёртвой точки не сдвигается, площадка продолжает разрушаться, а баки стоят почти на дороге…
Фото Елены Дубыниной.
На фото. Никто не хочет выделять денежные средства на ремонт контейнерной площадки между домами № 53 и 55 по улице Жукова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»