Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Вера, уверенность, верование
19 января 2020, 14:00

Вера, уверенность, верование



Галина ШИПИЦЫНА

Мы продолжаем беседы с настоятелем Камышловского прихода Покрова Пресвятой Богородицы, помощником епископа по вопросам взаимодействия церкви и общества иеромонахом Гавриилом. Сегодня основная тема разговора – вера, её суть и смысл.

– Отец Гавриил, добрый день, начну с прямого вопроса: что такое вера?
– Согласно катехизису, вера есть уверенность в вещах невидимых. Но в таких, в которых мы уверены. Уверены, что Господь Иисус Христос есть наш Спаситель. И здесь правильно было бы прочитать Символ Веры: «Верую во единого Отца Бога Вседержителя» и далее по тексту. Это есть суть и смысл православной веры. Когда человек обретает эти суть и смысл, он обретает и веру.

Зачем в церковь идти? Чтобы почувствовать, что ты – её часть, ощутить, что мы сила
– Насколько сегодня развита культура веры?
– Это сложное словосочетание. Более понятно – воцерковлённость. Воцерковлённый человек – тот, кто и верует, и практикует. К сожалению, сейчас мы должны констатировать, что не всякий верующий есть человек церковный. Крещёных ещё больше. Смысл крещения в том, что ты становишься частью церкви, даёшь обязательства Богу и должен добровольно исполнять их. К сожалению, выясняется, что не все это понимают.

Допустим, человек в самом начале пути, только начинает обретать веру. В храм ещё редко приходит, нет с ним пока органической связи. Некоторые говорят: я и дома могу помолиться. Дома-то можно, однако храм – это не просто дом молитвы. Суть в том, что есть единство церкви, которая не в стенах, не в кирпичах, она в сообществе верующих, нужно ощутить себя его частью. Человек, принимая крещение, вступает в это общество. Высказывания типа: я верую, но могу и дома помолиться – это от неправильного понимания. Церковь – это не купола и кресты, это люди, которые в ней собрались. Зачем в церковь идти? Чтобы почувствовать, что ты – её часть, побыть всем вместе в воскресный или праздничный день, ощутить, что мы сила. Когда трудно, мне помогут другие, если я увижу, что кто-то в беде, помогу. Вот это правильное осознание себя церковным человеком.

Помолиться ведь можно, даже идя домой или на работу по одному и тому же маршруту. Очень хорошее, кстати, занятие, освобождает от пустых мыслей. Но важно ощутить себя членом церкви, вместе со всеми на литургии спеть Символ Веры и почувствовать себя частью огромного сообщества церкви Христовой, потому что одновременно с тобой то же самое поют люди и в других храмах. И ты – часть этого всемирного действия… А во главе всех нас – сам Господь Иисус Христос. И тогда это – сила.

Поэтому, может быть, культура веры не сильно развита, если применять эту терминологию, но надо ли её какими-то искусственными факторами поднимать? Наверное, не стоит. Иначе получим внешнюю обрядность без содержания. Нужно всё-таки идти от развития веры внутри, в душе, но не как индивидуализма, а как сопричастности к церковному сообществу.

– Когда в 90-е годы церковь «возвращалась», эта обрядность была на первом месте, потом отношения человека и церкви вышли на другой уровень. Или я не права?
– Правы. В нашей истории так было дважды. Первый раз – при крещении Руси. Верующими были дружинники во главе с княгиней Ольгой, князем Владимиром. Новгородские купцы, которые бывали за морем, стали христианами. У остальных были различные местные верования. Но князь сказал: сейчас такая вера. А князю виднее. Зато народу – праздник, пусть немного наивный, но праздник, да ещё налоги для крещёных отменили.

Зато потом появились на Руси школы, где стали рассказывать, что такое вера православная. Только одно «Слово о законе и благодати митрополита Илариона», первого русского митрополита, сколько значило. Потом – Пётр Первый с его расцерковлением элиты русского общества. Хотя он не ставил задачи нанести духовный урон. Кстати, то, что он был неверующим, это легенда. Не получил традиционного русского воспитания при дворе московского царя, так как был одним из младших царевичей. Воспитывался вольно, предоставленный сам себе. То в немецкой слободе, то ещё где-нибудь. Вот оно, воспитание улицы. Верующим был, но не церковным. И это сказалось.

В послепетровские времена многое растеряли. Конечно, своё внёс раскол. Он начался как церковный, потом стал больше расколом народа. Церковь легко могла уврачевать этот процесс, даже сам патриарх Никон ему не препятствовал. Тот раскол ударил больше по низам, элита оставалась с царём. Купечество грешило раскольничеством, чтобы укрываться от налогов. Савва Морозов, известный раскольник, финансировал революционеров. Вот где крайности схожи бывают.

Читайте также:  Рождественский пост

Традиционный уклад церковной жизни у элиты русского общества стал уходить. Затем проникли идеи либерализма, атеизма, вольтерьянства и прочие. Как говорится, если можно это, то почему нельзя то? Апостол Павел сказал: «Всё позволительно, но не всё полезно». Только про вторую часть цитаты забыли. Вольтер вообще говорил, что если религию в обществе отменить, то человек превратится в неуправляемое, злое животное. Недалеко он ушёл от мыслей святоотеческих: если человек уходит от Бога, то им овладевает бес, и он уже исполнен зла и ненависти.

– Изгнание беса – это из разряда суеверий?
– Нет, это очень даже серьёзно. Лучше не допускать, чтобы бес кем-то овладел. Но если это случилось, то обычными средствами, о которых говорится в священном писании: постом и духовным трудом – нужно от него избавляться. Бывало, человек не мог с этим справиться. Например, один из учеников преподобного Серафима Саровского Николай Мотовилов так и не смог, всю жизнь жил с бесом, но, как бы мы сейчас сказали, всё время внутри себя его контролировал, сдерживал, связывал благодаря наставлениям преподобного Серафима. Не надо допускать, чтобы бес, страсть овладели тобой. Надо понимать, что в тебе есть что-то тёмное и злое, которое ты должен контролировать.

– Есть люди, которые говорят: я верю, что Бог есть, этого мне достаточно. Есть даже выражение – Бог в душе. Как вы относитесь к такой позиции?
– Печально. С точки зрения философии это называется теизмом. Я знаю, что Бог есть, верю в это. Но он там, а я здесь, и якобы мы друг другу не мешаем. В церковь не пойду, а столб угловой обойду, кошке чёрной плюну вслед и гороскоп обязательно прочитаю. Это такое лёгкое язычество, «лайт», как сейчас говорят. Позиция, которая очень опасна, если на подобные мелочи обращать внимание. А самое главное – такой «договор о невмешательстве»: я не хожу в храм, но знаю, что Бог есть. Но это равно тому, когда попросишь ты пить, а тебе кто-нибудь скажет: у тебя же Бог в душе, я в душе воды тебе налил, вот и пей. Покушай в душе. Насыться духовно. Поставь себе тарелку и подумай. Всё, что угодно, можешь себе заказать – и ешь, сколько хочешь, но в душе. То же самое – Бог в душе. Это прикрытие в лучшем случае духовной лени, а в худшем – некоего языческого отношения, суеверий и прочего.

С Богом отношения надо строить. Нужно пойти в храм – а тут снег, давление, таблетки, дела. Проще поплевать через плечо, гороскоп почитать и дома посидеть на диване. А с Богом надо трудиться: молитву прочитать, встать перед иконой, на исповедь сходить, свои грехи незнакомому батюшке рассказать, стыд преодолеть. Куча неудобств. Вот с их преодоления и начинаются отношения с Богом.

Смысл крещения в том, что ты становишься частью церкви, даёшь обязательства Богу и должен добровольно исполнять их
– Посты, исповеди – обязательны ли они?
– Если человек действительно верует, у него даже такой вопрос не может возникнуть. Когда болит зуб, стоит ли вопрос: лечить или нет? А когда человек верует, он понимает, что у него душа болит, ведь грехи – это же раны. Их можно рассмотреть как нарушение заповедей – это юридический подход. А можно рассмотреть и с медицинской точки зрения – как болезнь. Если у тебя душа больна, ты кого-то оскорбил, или тебя оскорбили, ты места себе не находишь. Это же болезнь. Как быть? Надо пойти на исповедь и получить духовное исцеление, а потом причастие как духовное лекарство. Исповедь рану зачищает, убирает гнойник, а причастие, условно говоря, исцеляет духовно, затягивает, заживляет рану.

Пост же вообще очень важен. Это не диета, хотя он чаще всего проявляется через еду, видимым образом. Иоанн Златоуст говорил простую вещь: возьми свой кошелёк, открой и посмотри, сколько бы ты денег потратил, идя в магазин, на еду. Раздели эту сумму пополам и потрать на себя только половину. Для чего мы так делаем? Начинаем экономить на себе, чтобы другим сделать доброе дело. Подарки купить, навестить близких, потратить сэкономленные средства на благие дела. Это и есть настоящий пост.

– И в завершение – несколько слов о завтрашнем большом христианском празднике.
– Поздравляю православных камышловцев и всех, кому дорог праздник Крещение Господне, с этим большим церковным торжеством. Желаю крепкого здоровья, помощи Божией и чтобы крещенская вода, которая освящается в этот день, стала благодатной силой, которая очистила бы душу от скверны и греха и укрепила бы всех нас на добрые дела.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 3 комментария
  1. Спасибо за статью! Побольше бы таких…

  2. Дед:

    От всей православной религии у людей осталась одна только показная религиозность, обрядность, как тут написано. Православного в жизни должно быть видно по его соблюдению моральных норм. А в реальности, вышел за порог храма и давай снова вести себя, как животное в джунглях.
    Да и сама эта разновидность христианства сильно увлечена обрядностью в ущерб влияния на реальную жизнь. Мы все зарабатываем на кусок хлеба, силы и здоровье требуется, а тут посты, всенощные стояния, а какой работник из голодного и невыспавшегося человека. Мы на работе проводим 1/3 часть жизни, т.е. реально очень много, а как соотносится православная доктрина и отношение к труду? У протестантов всё ясно: у них есть протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно, а в православии что, абстрактная любовь к ближнему, молитва, посты, хождения в церковь, а работать — так видимо и не требуется.

  3. Атеисты вообще не заморачиваются такими вопросами. smile
    А зачем?

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.