Великая Отечественная война внесла существенные коррективы во все сферы жизни общества, изменила жизнь уральцев. Урал, по выражению А.Т. Твардовского, стал «опорным краем державы». Вся жизнь была подчинена лозунгу: «Всё для фронта, всё для победы!». Система образования, как и другие отрасли народного хозяйства, внесла свою лепту в дело Победы, а особенно в процесс восстановления экономики страны в послевоенное время.
Педагоги-солдаты
Накануне Великой Отечественной войны Урал занимал одно из ведущих мест в стране по числу высших и средних специальных учебных заведений, материальной обеспеченности и количеству студентов. В начале 1941 года здесь работало 48 вузов, в которых обучалось 32,4 тысячи студентов. По профессиональному профилю шесть готовили специалистов для промышленности и транспорта, шесть – для сельского хозяйства, шесть – для здравоохранения, 28 – для сферы образования, один готовил правоведов, один – деятелей искусств. В 1940 году на Урале функционировало 305 средних специальных учебных заведений, в которых обучались 75,4 тысячи учащихся.
Началась война. Вот как вспоминал 22 июня 1941 года преподаватель педагогики Камышловского педучилища Ю.Ф. Самброс: «На воскресенье, 22 июня, был назначен товарищеский вечер выпускников. С утра шла торопливая подготовка: на кухне готовилось угощение, девушки-выпускницы утюжили парадные платья, предвкушая танцы и развлечения. Стояла чудесная летняя погода. И вдруг в 12 часов радио принесло потрясающее известие… Война! Выпускной вечер отменён не был, но прошёл напряжённо, коротко».
Великая Отечественная осложнила работу образовательных учреждений Урала. В начале войны многие были вынуждены предоставить свои учебные площади под оборонные предприятия, научные учреждения, госпитали, интернаты для детей, эвакуированных на Урал. В Молотовской (Пермской) области на эти нужды было занято 457 школьных зданий, в Уфе – 34 из 63. К началу 1942/1943 учебного года из 24 техникумов Свердловска только девять сохранили учебные корпуса.
В тылу
Оставшиеся в тылу активно способствовали приближению победы. Широкое распространение получил летом 1941 года студенческий почин «Отработать каникулярное время на предприятиях и стройках». Например, студенты Камышловского педучилища за годы войны выработали свыше 50 тысяч трудодней. Студенты и педагоги педучилища организовывали сборы денежных средств (за 1941-1945 гг. было собрано более 133 тысяч рублей) и тёплых вещей (за 1941-1942 гг. было собрано около 200 вещей, в 1942-1943 годы – 100, 1943-1944 – 95). Работали на торфоразработках, на кожзаводе, заводе «Камизолятор». Учащиеся с 1941 по 1943 годы участвовали в очистке железнодорожных путей от снега для пропуска оборонных грузов, брали на себя обязанности по проведению культурно-массовых мероприятий для раненых бойцов Красной Армии: в 1942-м дали пять концертов в госпитале. Преподаватели выступали с лекциями на патриотические темы. Самыми активными лекторами были А.П. Кузнецова, В.Г. Мурзин, А.В. Черкасов, О.А. Зубринская, Ю.Ф. Самброс, Е.К. Поторочина.
Война внесла коррективы в программы: были отменены уроки рисования, черчения, основ дарвинизма, увеличено время на уроки физкультуры, военной подготовки и труда. В годы великих испытаний возникла потребность в эвакуации вузов с западных районов на восток СССР. Предпочтение отдавалось техническим вузам, способным быстро восстановить подготовку инженерных кадров для оборонной промышленности. Одним из центров передислокации стал Урал, куда было эвакуировано 46 вузов из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Молдавии. В Свердловской области были размещены 15.
Всего за годы войны система высшего образования Урала выросла с 48 до 60 вузов. В Свердловск была эвакуирована Академия наук СССР. В результате эвакуации в уральских вузах стали вести научно-педагогическую деятельность многие ведущие учёные страны. Однако дефицит в преподавателях в годы войны преодолён не был.
Первые школьные медали
На Урал было эвакуировано много детей, оставшихся без родителей. Для них открывали школы-интернаты и детские дома. Например, в Камышлове и Пышме. Для эвакуированных открывались школы, где обучение велось на их родном языке. Например, в Челябинской области было открыто 42 класса для детей из Эстонии.
После коренного перелома в ходе войны в 1942-1943 годах началось постепенное возвращение помещений учебным заведениям и строительство новых школ. Число школ в Свердловской области выросло на 222, Чкаловской (Оренбургской) – на 110, Башкирии – на 219, Челябинской – на 125. В этот период осуществлён переход к всеобщему обучению детей с семилетнего возраста. Сократилась детская безнадзорность, большую помощь школам оказывали предприятия и колхозы. Школьники в ответ оказывали посильную помощь.
Большой размах приобрело тимуровское движение. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков и инвалидов войны, готовили и проводили концерты в госпиталях. В 1943 году для подростков, работавших на предприятиях и в колхозах и желавших получить среднее образование, стали создавать школы рабочей молодёжи (ШРМ) и школы сельской молодёжи (ШСМ). Одна из первых ШРМ была создана на Уралмаше, а в 1944 году в Свердловской области действовали 22 вечерние школы. Были введены экзамены на аттестат зрелости. Учащиеся, окончившие среднюю школу с высокими показателями при примерном поведении, стали награждаться золотыми и серебряными медалями. В период войны на Урале встала проблема дефицита педкадров. В Свердловской области к началу 1942/1943 учебного года не хватало 1,7 тысячи учителей. Пополнить педсостав школ пытались за счёт эвакуированных, но улучшение ситуации наметилось только в 1943 году, когда учителя, работающие не по специальности, стали возвращаться в школы. На Урале была развёрнута система курсовой подготовки и переподготовки преподавателей.
Учителей учили и в войну
Не прекращали свою работу педагогические учебные заведения. В 1941 году на Урале работало 28 вузов, готовивших специалистов для системы образования.
Во время войны на Урале были открыты Шадринский и Глазовский институты. Серьёзный вклад в дело подготовки педкадров в годы войны внесли педагогические училища Урала. Среди них Камышловское, основанное в 1929 году; за годы войны здесь было подготовлено 345 педагогов. Педучилища испытывали серьёзные трудности с учебными помещениями и материально-технической базой. Студенты Камышловского педучилища были вынуждены заниматься в общежитии – здании бывшей Михайловской церкви, так как основной учебный корпус был отдан под госпиталь.
Студенты военных лет вспоминали, что электричества в новом здании не было, занимались при свете керосиновых ламп. Температура в классах зимой была такой низкой, что чернила замерзали, занимались в верхней одежде. Писать было тяжело, пальцы опухали от холода.
В заключение отметим, что система образования Урала обеспечила подготовку специалистов высшего и среднего звена, способствовавших быстрому восстановлению послевоенной экономики. Государство, осознавая роль образования в обеспечении обороноспособности и дальнейшем мирном строительстве, сохранило систему, прилагая все усилия по её развитию и поддержке в нелёгкие времена для страны.
Александр ФОМИНЫХ, преподаватель педколледжа
Фото из музея педколледжа.
На фото. По распоряжению военно-мобилизационных властей была объявлена эвакуация в 24 часа из учебного корпуса педучилища по ул. Карла Маркса (ныне хирургическое отделение ЦРБ), который отводился под эвакогоспиталь, в помещение общежития на ул. Маяковского (где педколледж находится и сейчас).
© Редакция газеты «Камышловские известия»