Галина ШИПИЦЫНА
14 июня – 65 лет воспитательной службе уголовно-исполнительной системы. Можно ли вести воспитательную работу за решёткой, когда, казалось бы, и воспитывать поздно? Нужно!
Ветеран УИС Андрей Владимирович Угрюмов отдал этой работе 15 лет. Придя из армии, воин-интернационалист пару лет поработал в родном Никольском совхозе, потом, по совету друга, в 1990-м году поступил на службу в СИЗО-4.
Можно представить, как лихорадило вместе со всей страной в те годы криминальные круги даже нашего маленького города. Изоляторы были переполнены, в Камышловском СИЗО содержалось время от времени до 1300 человек. Дежурили сутками, личного состава на всё не хватало, а подследственные всё прибывали и прибывали.
Андрей Владимирович начинал с самой младшей должности – контролёра (сегодня это младший инспектор отдела режима). В 1992-м аттестовался на новую должность и получил звание лейтенанта внутренней службы. Стал инструктором по воспитательной работе с несовершеннолетними, через несколько лет – начальником отряда по хозяйственной части. Поэтому пришлось поработать и со взрослыми осуждёнными, и с малолетними подследственными. В 2003 году капитан внутренней службы А.В. Угрюмов уволился в запас.
Прошу Андрея Владимировича рассказать о работе с несовершеннолетними.
– Это такие же люди, некоторые – почти дети, с 14 до 18 лет, – говорит он. – Все ведь мир воспринимают по-разному: кто-то из них любыми способами пытался завоевать авторитет, кого-то за решётку привела уличная «романтика». И в камерах все по-разному себя вели. У всех были разные статьи – в основном, кражи, угоны. Но были и тяжёлые – разбои, убийства, изнасилования. Не могу сказать, что все они были из неблагополучных семей. Многие прислушивались к нам, встали на путь исправления, поняли, что за решёткой нет ничего хорошего. Мы с ними постоянно беседовали, проводили воспитательные мероприятия. Была у нас небольшая киноустановка «Украина», в кинопрокате брал фильмы, показывал.
– Рассказывали им про свою службу в Афганистане?
– Специально – нет. Некоторые знали, что на границе служил, спрашивали, где находится Афганистан. Кто-то и не слышал о нём. Со взрослыми потом так же работал. В целом хорошо служилось, хотя трудностей было, конечно, немало. Коллектив у нас был хороший. Занимались спортом, вместе выезжали на природу, потому что служба службой, а отвлекаться от этой атмосферы иногда надо.
За те годы, когда Андрей Угрюмов служил в следственном изоляторе, через учреждение прошли сотни и даже тысячи людей. Некоторые возвращались. Но всё же большинство – нет. Осознанию и исправлению всегда во многом способствует работа воспитателей – вернуть человеку веру в себя, подсказать, помочь, а порой и научить каким-то элементарным бытовым вещам. Такая у них работа.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Ветеран УИС, воин-интернационалист Андрей Владимирович Угрюмов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»