Сижу в кабинете следователя – от одной этой мысли становится как-то не по себе. И не важно, что пришёл сюда задавать вопросы, а не отвечать на них, люди в форме МВД внушают тревогу на подсознательном уровне. Мой респондент – капитан юстиции Татьяна Боталова – улыбчива и доброжелательна, но смотрит при этом пронзительным и сосредоточенным взглядом – будто сквозь меня. «Внимательно изучать собеседника – это профессиональная привычка», – признаётся Татьяна Васильевна.
О карьере в юриспруденции она никогда не мечтала и даже не особо стремилась к ней. Окончив 11-й класс средней школы, уроженка деревни Шипициной Татьяна Боталова, как и многие её сверстники, продолжила образование в Камышловском экономико-правовом колледже по специальности «юрист-правовед». Затем пять лет учёбы в Уральском юридическом институте МВД России в Екатеринбурге, куда выпускники колледжа могли поступить автоматически.
Улыбчива и доброжелательна, но смотрит при этом пронзительным и сосредоточенным взглядом – будто сквозь меня
– Первое время было очень тяжело, – вспоминает Татьяна Боталова. – Опыта, естественно, никакого, а работы – тьма. К тому же с самого первого дня мне поручили расследовать преступления по линии несовершеннолетних, а значит, надо было налаживать контакты с образовательными учреждениями и социальными службами.
Работа с малолетними правонарушителями имеет свою специфику. Если подозреваемому ещё не исполнилось 16 лет, в допросе обязательно участвуют педагог или психолог, а также законный представитель ребёнка и адвокат. Почти таким же составом работают с несовершеннолетними потерпевшими.
– Кого труднее допросить – ребёнка или взрослого?
– Это зависит не от возраста, а от личностных качеств допрашиваемого, – отвечает Татьяна. – К любому человеку надо найти свой подход – хотя бы зрительный контакт для начала. Общее правило одно – если хочешь услышать правду, надо говорить правду самому, быть честным и не юлить.
В большинстве случаев правонарушителями являются дети из неблагополучных семей, где отсутствует контроль со стороны родителей
– Есть один малолетний гражданин, с которым мы встречаемся почти ежегодно, – с улыбкой рассказывает о своём «подопечном» Татьяна Васильевна. – Многие родители, которые также привлекались за правонарушения, даже здороваются с нами на улице. Это особенность любого маленького города, где все друг друга знают.
Работа следователя опасна, связана с риском для жизни. Когда в дежурную часть полиции поступает тревожный сигнал, следователь в составе оперативной группы выезжает на место. В его обязанности входит осмотр места происшествия, допрос потерпевших и свидетелей, установка личностей, которые могут быть причастны к преступлению. Чтобы быть готовым к самообороне, Татьяна, как и все сотрудники МВД, еженедельно тренируется – повышает навыки рукопашного боя и стрельбы из табельного оружия.
– К счастью, ни то, ни другое в моей практике применять не приходилось, – говорит Татьяна Васильевна. – Граждане у нас хоть и не всегда адекватны, но цивилизованны.
И всё же главное оружие следователя – это шариковая ручка, как любят говорить сами представители этой профессии. Именно следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении подозреваемого, а также квалифицирует его согласно статьям Уголовного кодекса. Для этого необходимо сделать большой объём аналитической работы – изучить и сравнить показания фигурантов преступления, характеристики людей, результаты медицинского освидетельствования, экспертизы с места происшествия и прочее. На раскрытие преступления уходит в среднем два месяца. Если оно имеет несколько эпизодов – срок расследования увеличивается.
Даже о самых тяжёлых моментах своей работы Татьяна Васильевна рассказывает с неизменной иронией.
– Неужели так легко ко всему относитесь? – спрашиваю собеседницу.
– Это психологическая самозащита, – отвечает Татьяна. – Надо уметь абстрагироваться. На работе помогают коллеги, к которым можно в любое время обратиться за советом, а дома меня всегда поддержит семья. Но если всё принимать близко к сердцу, долго не выдержать. Такова специфика нашей профессии.
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Капитан юстиции Татьяна Боталова – одна из 11 следователей межмуниципального отдела МВД России «Камышловский». Уже 12 лет она расследует преступления по линии несовершеннолетних. 6 апреля исполнится 55 лет со дня создания в Министерстве внутренних дел следственного подразделения. Подобные комитеты есть ещё в двух ведомствах – в прокуратуре РФ и федеральной службе безопасности.
© Редакция газеты «Камышловские известия»