Галина ШИПИЦЫНА
Накануне дня танкиста мы едем в Еланский окружной учебный центр, где нас встречают командир второго учебного танкового батальона (подготовки механиков-водителей) подполковник А.В. Горшков и командир 5-й учебной танковой роты капитан А.В. Цой.
Беседуем в комнате досуга (раньше её назвали бы «ленинской»), где обычно проходят занятия по общественно-государственной подготовке или солдаты проводят свободное время. О себе командиры рассказывают скупо, в двух словах, а вот о танковых войсках и вверенных им подразделениях – подробно и интересно.
Всего в Центре два танковых учебных батальона, в одном обучают механиков, в другом – командиров танка и наводчиков-операторов. Прибывают сюда призывники прямиком от военкоматов, месяц адаптируются, совершенствуют начальную военную и проходят интенсивную общевойсковую подготовку, затем принимают присягу и в течение 3-4-х месяцев обучаются специальности. Ну а потом экзамен – и в разные части по всей России для прохождения дальнейшей службы.
Пять минут
В любом бою танкисты всегда впереди, танковые соединения – основная ударная сила армии (кстати, первым танком в истории мирового вооружения считают боевую машину русского конструктора Александра Пороховщикова, работу над которой он начал в 1914-м, а завершил в 1915 году, а история танковых войск в русской армии началась в 1917-м). Это молниеносный огневой удар как в наступлении, так и при мощной и мобильной обороне. Кажется, будто давно многое известно из книг и фильмов, но когда об этом рассказывают «танковые командиры», понимаешь всю серьёзность и ответственность службы. Да и сама эта огромная боевая машина (вес танка с полным вооружением почти 45 тонн) всегда вызывает уважение.
– Жизнь танка на поле боя – пять минут, они всегда выступают первыми, и нужно для этого очень большое мужество, – рассказывает Александр Владимирович Цой. – Поэтому танкисты всегда отличались умением анализировать, принимать решения, стойкостью и выносливостью.
Экипаж «машины боевой» должен быть слаженным и понимающим друг друга с жеста, взгляда, полуслова. Танкисты говорят, что, когда люки закрыты, воинских званий нет, есть механик-водитель, наводчик орудия и командир. Каждый член экипажа отвечает за жизнь всех.
«Учебка»
Из вчерашних школьников здесь делают танкистов. Они приезжают сюда со всей России, не зная, как правильно встать, что и когда сказать, и учатся всему, как первоклассники, начиная с азов. А командиры – настоящие педагоги, только наука танковая намного сложнее школьной. И с родителями почти каждый день общаются офицеры, и письма им пишут.
– Личный состав прибывает – проходит тестирование, – рассказывает комбат. – Если есть наклонности к технике, солдата направляют к нам. А дальше – постепенно: сначала теория, потом подготовка и сдача нормативов на учебных тренажёрах. Только потом – допуск к боевым машинам.
Танковые войска всегда считались престижными, – заметил в ответ на мой вопрос о выборе профессии подполковник Александр Горшков. Поэтому они и выбрали её. Хотя уже через двадцать минут разговора с офицерами я понимаю: не только поэтому.
Далее капитан Цой сопровождает нас туда, где, возможно, не ступала ещё нога районного журналиста, – на танковую директрису. Здесь проходит боевая подготовка личного состава. И там вблизи мы увидели и услышали настоящие учения, о которых расскажут снимки.
И ещё один штрих для полноты картины: среди учебных подразделений Вооружённых Сил России Еланский 473-й окружной учебный центр занимает первое место!
Фото Сергея Дубынина
© Редакция газеты «Камышловские известия»