Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 20 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
02 октября 2011, 18:00

Хризотиловый город



У наших соседей

Побывав в Асбесте, мы заглянули в его горнопромышленное закулисье

В начале сентября журналисты «Камышловских известий» получили приглашение в Асбест на пресс-тур для СМИ, организованный департаментом информационной политики губернатора Свердловской области и руководством градообразующего предприятия – комбинатом «Ураласбест». Надо сказать, что такие пресс-туры обещают стать регулярными, и направлены они в первую очередь на знакомство представителей муниципальных СМИ как с самими городами области, так и с крупными промышленными производствами, расположенными на их территориях.

Жизнь вокруг карьера

И вот автомобиль мчит нас в город-сосед Асбест, который находится буквально в полутора часах езды от Камышлова. Конечно, мы знали примерную программу пресс-тура, понимали, что нас ждёт несколько экскурсий, пресс-конференции и обсуждение проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятию. Но всё увиденное и услышанное превзошло наши ожидания. Поездка оказалась познавательной и оставила массу впечатлений. Ведь мы не просто знакомились с городом визуально, а увидели его как бы изнутри, заглянули в его горнопромышленное закулисье, благодаря которому и живёт город. Так маленький мальчик, приподнимая крышку фортепиано и заглядывая внутрь, видит струны и молоточки, производящие музыку.
Зелёный, красивый, ухоженный современный город с населением более 70?тысяч человек. По сравнению с дедушкой Камышловом, Асбест – еще молод. Он был основан в 1885 году возле только что открытого Баженовского месторождения. Полезное ископаемое, которое стали там добывать, впоследствии и дало название городу. Сейчас Баженовское месторождение представляет собой огромный карьер, где специалисты регулярно производят взрывы, формирующие гигантские ступеньки, на которых работают экскаваторы, то и дело снуют «Белазы». А по дну карьера даже проходит железная дорога.
Помимо хризотилового асбеста, здесь добывают и нерудные строительные материалы – щебень, габбро и другие. Устроители пресс-тура рассчитали все экскурсии по времени так, чтобы журналисты смогли посмотреть, как в карьере проходят взрывные работы. Зрелище потрясающее! Точно в назначенное время по уступу карьера пробежала вереница взрывов. Грохот мы услышали примерно через пять секунд – слишком велико расстояние от места взрывов до наших ушей.
По сути, жизнь всего города крутится вокруг этого карьера и комбината. Судьба почти каждой асбестовской семьи связана с ними. «Ураласбест» ведёт социально активный бизнес, постоянно оказывая социальную поддержку учреждениям спорта, культуры, образования и здравоохранения. Десятки промышленных предприятий России используют хризотиловое волокно, добываемое в Асбесте, в том числе и в производстве асбесто-цементных изделий, шифера, труб, противопожарных материалов, тормозных колодок. Значительная доля продукции идёт на экспорт.

Волокнистый камень

Мы на асбесто-обогатительной фабрике. Экскурсовод показывает нам камень, внутри которого словно тонкие нити проходят. Это и есть хризотиловое волокно. А вот для того, чтобы отделить его от твёрдой породы, и создано это огромное производство. Поражают его масштабы. Здесь трудится полторы тысячи человек. На фабрике 60 конвейеров, а длина транспортёрной ленты в общей сложности составляет 120 км. Здесь горная порода проходит большой цикл обработки. Сначала в самом верхнем цехе на отметке 60 метров за счёт мощных потоков воздуха происходит первоначальное отделение волокон, на следующих этапах – методом дробления руды. В итоге на выходе получается 8 групп волокна разной длины.
Побывали мы и на «нерудном» производстве – заводе теплоизоляционных материалов «Эковер». Это современное предприятие, работающее чуть больше года и производящее базальтовую минвату. Горная порода габбро, напоминающая обычный щебень, путём различных видов обработок расщепляется на мелкие частицы, которые потом в производственном процессе превращаются в ватную массу. Проходя по конвейеру, она спекается, разрезается и упаковывается. «Эковер» пользуется большим спросом на российском рынке, а также вышел и на мировой уровень. Основной его конкурент – «Роквелл» (Дания), но по некоторым показателям «Эковер» превосходит зарубежного соперника.
Для журналистов провели экскурсию по музею «Ураласбеста», где представлено множество интересных экспонатов, разнообразие горных пород, готовой продукции, даже макет Баженовского карьера. Особо шикарно выглядит декорация с Петром I. Император сидит за маленьким столиком, а перед ним стоит Демидов и достаёт кочергой из горящего камина… скатерть. Пётр любил разные диковинные вещи, и, по легенде, Демидов захотел его удивить: сунул белую скатерть в огонь и достал её абсолютно неповреждённой. Соткана она была из асбестовых волокон.
Кстати, камышловские пожарные подтвердили нам, что асбест широко применяется в противопожарных целях, и, пожалуй, альтернативы ему до сих пор нет. Асбестовые полотна используются для тушения горящих двигателей, асбестовые канаты – для обмотки печных труб, прокладки – в печах, духовках и газовых плитах, чтобы исключить соприкосновение с другими поверхностями.

Читайте также:  Чисто там, где не мусорят

Живой город

До этой поездки не каждый журналист знал, что в мире развёрнута мощная антиасбестовая кампания. Её поддерживают 40 государств, 25 из которых – страны Евросоюза. «Асбест смертельно опасен, асбест – убийца», – такую идею насаждают они миру, и на протяжении многих лет ведут информационную войну, призывая отказываться от использования асбеста.
Но российские учёные и специалисты хризотиловой отрасли, изучающие эту проблему, считают, что европейские лоббисты заботятся прежде всего о своей экономике, путём захвата рынка они хотят навязать всем свою продукцию. И как раз те химические заменители хризотил-асбеста, которые они предлагают, ещё слишком плохо изучены и вредны для здоровья человека.
Хотя асбест добывают и в других странах, например, в Канаде, антиасбестовая кампания направлена в основном против России. Каких только речевых оборотов не придумывают западные СМИ! Минерал асбест они называют русским, а город Асбест – мёртвым городом или городом-призраком. Но тот, кто побывал в Асбесте и познакомился с добычей и производством хризотила, убеждается в обратном. Это не мёртвый город, таким его делает давление со стороны европейских СМИ. Никто здесь не умирает, надышавшись асбестовой пыли. Люди, занятые на вредном производстве, как и в любой другой отрасли, работают в средствах защиты и строго соблюдают технику безопасности.
По данным Роспотребнадзора и медиков, уровень смертности и заболеваемости в Асбесте не превышает среднеобластные показатели. Как и во многих регионах России, основные причины смертей – это нарушения системы кровообращения, сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, травмы и отравления. Рабочие комбината ежегодно проходят медосмотры, 90% из них не имеют серьёзных отклонений здоровья.

Не так страшен асбест, как его малюют

Именно таков был смысл пресс-конференции с представителями руководства и специалистами предприятия. Так же, как до сих пор ведутся споры о глобальном потеплении и свином гриппе, ведутся споры и о вреде асбеста. Один из участников встречи сказал, что все наши фобии контролируются той или иной транснациональной корпорацией. К примеру, по всему миру прошла идея запретить применение фреона из-за его вреда, и закончилось всё тем, что его перестали массово использовать. Позднее оказалось, что ноу-хау, способ заменить фреон, использует компания «Дженерал Моторс». В Европе уже создали заменитель хризотила. Вот такие «гримасы экологического терроризма».
Мифы и предрассудки насчёт смертельного вреда асбеста были вызваны его бесконтрольным применением в послевоенные годы в Европе, когда при строительстве домов наносили напыление или штукатурку из асбеста. Со временем она осыпалась, превращаясь в пыль, надышавшись ею, люди заболевали. На протяжении многих лет эта тема всячески подогревалась западом. Участники встречи приводили примеры, доходящие до абсурда. Самым страшным оружием героя компьютерной игры была пушка, стреляющая снарядами из асбеста. А в одном из западных фильмов-боевиков, когда в здание попал снаряд и на героя сверху посыпалась штукатурка, он схватился за горло и с криком «асбест!» упал замертво.
В наше время при производстве асбестовых и асбесто-цементных изделий используются современные технологии, и эти изделия не представляют никакой угрозы здоровью. Российские специалисты проводили сотни исследований, накапливали опыт и вели статистику. Они не говорят, что асбест абсолютно безопасен. Если, например, работать в пыльных условиях 10-20 лет, не соблюдая технику безопасности, то можно получить лёгочное заболевание, такое, как асбестоз. Поэтому они считают, что нужно максимально улучшать условия труда, а не запрещать производство и использование асбеста.
Задача на сегодня – противостоять проискам. Асбестовцы – трудящиеся и ветераны – против запрета не только на использование хризотил-асбеста, но и на любые ограничения его производства. Их поддерживает в этом практически весь Урал.

Сергей ОЗОРНИН.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.