В настоящее время особо значимой социальной проблемой для Обуховского сельского поселения является ценообразование, согласно действующему законодательству, на вывоз жидких бытовых отходов из населённых пунктов, а также задолженность населения за оказание жилищно-коммунальных услуг.
В газете «Камышловские известия» (№ 48) опубликовано письмо председателя Думы Обуховского сельского поселения В.Ф. Кузнецова по вопросу вывоза ЖБО для села Захаровского, с которым автор накануне публикации меня как главу ознакомил. Я абсолютно ничего не оспорил. Проблема должна быть прозрачна для населения и звучать с учётом разных точек зрения. Однако хотел бы, не комментируя обращение депутатов, шире раскрыть тему вывоза ЖБО, её прошлое, настоящее и перспективы.
По мере ужесточения законодательства
Начну с того, что с момента организации в населённых пунктах для отвода стоков при строительстве многоквартирных и 2-4-квартирных жилых домов обустраивались выгребные ямы (общие и одиночные), выгребы-септики для вывоза из них ЖБО. В дальнейшем оборудовались полигоны для размещения вышеуказанных объектов практически в каждой центральной усадьбе колхозов, совхозов (применительно для нашей территории: с. Обуховское (возле д. Мостовой), Захаровское, пос. Октябрьский, Шипицына). Все они находились в реестре Министерства природных ресурсов Свердловской области. На них производилось и размещение твёрдых бытовых отходов.
По мере ужесточения природоохранного и экологического законодательства в первую очередь был закрыт полигон в Обуховском – вывоз ЖБО стал осуществляться на очистные сооружения Камышлова, ТКО – на свалку в районе Фадюшиной. Далее был выведен из эксплуатации полигон в Шипицыной. Полигоны в Захаровском и пос. Октябрьском сначала были закрыты только для приёма твёрдых бытовых отходов, но продолжали действовать по сливу ЖБО. Аналогичная ситуация происходила и в других поселениях района.
Следующие изменения в федеральном законодательстве ввели запрет на размещение ЖБО на полигонах, за исключением слива только на очистные сооружения или в герметичную ёмкость как промежуточный вариант слива из выгребных ям с дальнейшим вывозом на очистные сооружения.
В 2020 году при проверке Камышловской межрайонной прокуратурой (по обращению граждан) было выдано предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства по сливу ЖБО на полигоны.
Организации, производящие вывоз ЖБО, стали производить слив на очистные сооружения Камышлова. Учитывая удалённость сёл и деревень от города, тариф вырос, но предъявление населению услуги оставалось по начислению за кубический метр, согласно показаниям поквартирных приборов учёта потребления холодного водоснабжения.
Через определённый срок, опять же по обращению граждан в надзорные органы, было вынесено предостережение о приведении норм начисления платы за вывоз ЖБО в соответствие с действующим жилищным законодательством РФ.
Для информации:
1) услуги по обращению с ЖБО не предусмотрены перечнем коммунальных услуг п. 4 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах», утверждённых постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
2) пп. «д» п. 11 «Правил содержания общего имущества в МКД», утверждённых постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, гласит, что, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий, расположению МКД, содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз ЖБО, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирных домах. Работы по организации вывоза, в том числе откачка ЖБО, предусмотрены в п. 26 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (далее – минимальный перечень), утверждённого постановлением правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
3) все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления МКД в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией, независимо от того, уполномочиваются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме;
4) в части применения порядка расчёта платы: водоотведение и обращение с ЖБО не являются тождественными услугами, условия их оказания не идентичны.
Соответственно, плата за обращение с ЖБО в числе жилищных услуг не подлежит определению в порядке, предусмотренном для коммунальных услуг по водоотведению.
Размер платы за жилищные услуги (плата за содержание жилого помещения), предусмотренный минимальным перечнем, в который входит и вывоз ЖБО, подлежит установлению из расчёта на 1 кв. м общей площади жилого и нежилого помещения.
Соответственно, указанная плата за жилищные услуги (плата за содержание жилого помещения, предусмотренная минимальным перечнем), подлежит определению путём умножения площади квартиры потребителя на ставку (цену, тариф), определённую на 1 кв. м общей площади помещения.
Спасёт ли гарантирующая организация
В итоге приведения в соответствие с федеральным законодательством нормы начисления и предъявления населению жилищной услуги «плата за вывоз ЖБО», учитывая удалённость населённых пунктов поселения от очистных сооружений Камышлова, увеличилась в размерах, «вызывающих уважение», и появились вопросы населения:
– зачем требовали установку счётчиков на воду, а плату за вывоз ЖБО берут с 1 кв. м;
– люди не проживают в квартире длительное время, плата за воду, мусор приостанавливается при наличии соответствующих справок, а за вывоз ЖБО несут и несут квитанции;
– почему управляющая компания, ТСЖ рассчитывается с подрядными организациями за куб. м, а людям предъявляется за 1 кв. м.
И ещё масса вопросов, чисто житейского характера, а не о нормах законодательства.
Запросы направлены в различные инстанции, вплоть до председателя правительства РФ М.В. Мишустина. Все ответы получены, согласно нормам законодательства. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области дала разъяснения, что можно перейти на оплату из фактически потреблённого ресурса – холодное водоснабжение – при условии наличия гарантирующей организации по водоотведению на территории поселения.
При этом обращаю внимание на два момента, касающихся применения изложений федерального закона № 416-ФЗ:
– имущество (канализационные сети, колодцы, выгребные ямы) должно быть передано гарантирующей организации или по результатам конкурса передано в аренду, что невозможно (имущество старше пяти лет), или заключено концессионное соглашение, что тоже невозможно по причине отсутствия инвесторов на малые объёмы работ и производственных объектов;
– передача в оперативное управление в МКП «Обуховское» с задолженностью населения по теплу и воде порядка 7 млн рублей в настоящее время усугубит финансовое положение предприятия, а тариф РЭК Свердловской области с заключением договора на вывоз ЖБО со специализированной организацией на вывоз ЖБО повлекут выпадающие доходы, которые лягут на бюджет поселения.
Но даже если будет передано имущество, гарантирующая организация по водоотведению обязана будет защитить тариф в РЭК Свердловской области, в который будут закладываться составляющие, помимо закачки, транспортировки, оплаты за слив на очистные сооружения, ещё и содержание, ремонт вышеуказанного имущества с учётом его модернизации, что повлечёт ещё большие расходы потребителя, чем оплата с 1 кв. м.
Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области считает мнение РЭК СО приоритетным, однако применительно к Захаровскому (способ управления МКД – непосредственное управление) даю ссылку:
«По мнению Министерства, оплата услуги по вывозу жидких бытовых отходов за количество куб. м, вывезенных из выгребной ямы многоквартирного дома, возможна на основании решения собственников МКД, зафиксированного в протоколе общего собрания собственников.
Стоимость жилищных услуг, к числу которых относится плата за содержание жилого помещения, не подлежит государственному регулированию.
На основании положений ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений дома.
Утверждение финансового плана стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в доме и определяется на основании принятого таким собранием решения.
Считаем, что собственники помещений в МКД вправе принять решение о порядке оплаты стоимости услуг по вывозу ЖБО, выделив его отдельным пунктом в протоколе общего собрания собственников. При этом возможно закрепить формулу расчёта для каждого жилого или нежилого помещения, предусматривающую соотнесение с объёмом потребления холодной и горячей воды».
ООО «Спецстрой» является организацией, осуществляющей вывоз ЖБО, а не управляющей компанией МКД. Решение о тарифе и плате с 1 кв. м или 1 куб. м должно утверждаться на общих собраниях собственников жилых помещений каждого МКД Захаровского, которые или рассматривают вопрос о плате за содержание жилого помещения с включением вывоза ЖБО в её состав, или тариф на вывоз ЖБО, исходя из 1 куб. м, с заключением договора с ООО «Спецстрой» и работами по содержанию жилья на общественных началах. В первом и втором случаях собственники могут заключить договоры на начисление, сбор по услуге «содержание жилья» или «вывоз ЖБО» с организацией, имеющей полномочия по данным видам услуг.
Стоит ли овчинка выделки
Все вышеуказанные ссылки разноречивы, собственники жилых помещений, избравшие способы управления – управляющая компания, ТСЖ, непосредственное управление – должны сами выбрать вариант решения проблемы в рамках законодательства.
Администрация Обуховского сельского поселения давно бьёт тревогу, что в случае закрытия для слива ЖБО очистных сооружений Камышлова район попадёт в чрезвычайную ситуацию с тяжёлыми экологическими, эпидемиологическими, финансовыми последствиями.
Начало работ было положено в 2013 году, когда в Обуховском были построены локальные очистные сооружения на 36,5 куб. м/сутки, (которые можно было, в зависимости от производительности, как конструктор «Лего», возводить в любом населённом пункте, нуждающемся в переработке ЖБО).
Проект прошёл все согласования, но ужесточение норм законодательства со ссылкой на второй пояс горно-санитарной зоны Обуховских минеральных вод не позволило очищенную воду сбрасывать на рельеф, а было предписано вывозить опять же на очистные сооружения Камышлова.
Камышловским районом были разработаны проекты локальных очистных сооружений, но сёла Захаровское, Квашнинское остались неучтёнными по причине отсутствия финансирования.
В ноябре 2022-го было отправлено обращение министру энергетики и ЖКХ Свердловской области Н.Б. Смирнову по вопросу снижения тарифа на обращение с ЖБО путём строительства сливных пунктов с переработкой ЖБО. Состоялись две рабочие встречи с участием проектных организаций.
Планируется подготовить предложения в адрес губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева, министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Н.Б. Смирнова с вариантом строительства канализационного коллектора и станцией перекачки от санатория «Обуховский» до Камышлова и пункты слива ЖБО для Захаровского, Шипицыной, Октябрьского, что существенно бы снизило расстояние для транспортировки и позволило значительно сократить оплату ЖБО, на 100% канализировать село Обуховское. В случае принятия положительного экспертного решения будут согласованы финансовые средства на реализацию проекта и запуска его в эксплуатацию с вхождением в госпрограмму модернизации коммунальной инфраструктуры в части водоотведения на территории Обуховского сельского поселения.
В настоящее время могу сообщить, что вывоз ЖБО из населённых пунктов поселения организован спецтранспортом по тарифу, случаев несанкционированного слива, помимо очистных сооружений Камышлова, не установлено, аварийные работы по ликвидации засоров канализационных сетей выполняются своевременно.
Хочу напомнить через газету о задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги. По состоянию на 15 апреля 2023 года: МКП «Обуховское» (услуги тепло-, водоснабжения) недополученные доходы от населения – 6882,98 тыс. рублей (для справки: задолженность ресурсоснабжающей организации по потреблению ТЭР (газ, дрова, электроэнергия) – 16 млн рублей).
Данные за не оплаченные населением услуги вызывают размышления: можно ли качественно оказывать услуги потребителю, не имея обратной связи по оплате? Почему финансовые средства поселения мы должны тратить на долги населения? Их можно было бы вложить в новые элементы благоустройства, озеленения, детские площадки и прочее для тех, кто регулярно оплачивает услуги ЖКХ.
Владимир ВЕРХОРУБОВ, глава Обуховского сельского поселения
Фото: Глава Обуховского сельского поселения В.И. Верхорубов: «Считаем, что собственники помещений в МКД вправе принять решение о порядке оплаты стоимости услуг по вывозу ЖБО, выделив его отдельным пунктом в протоколе общего собрания собственников».
© Редакция газеты «Камышловские известия»