Избирательное право – это конституционное право каждого гражданина РФ, которое заключается в возможности избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке. Гражданин РФ вправе защитить свои избирательные права во внесудебном и судебном порядке.
Внесудебный
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения.
Сроки подачи жалобы и её рассмотрения зависят от предмета жалобы и стадии избирательной кампании. Например, жалоба на решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина РФ в список избирателей должна быть рассмотрена вышестоящей комиссией в трёхдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно.
Комиссия может вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ, не является обязательным условием для обращения в суд.
Судебный
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде.
С заявлением вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, общественные объединения. В защиту избирательных прав граждан РФ в суд также вправе обратиться прокурор.
По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трёх месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 240 КАС РФ).
Установлены, в частности, следующие специальные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ с заявлением:
- об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования: в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования (ч. 2 ст. 240 КАС РФ; п. 3 ст. 78 закона № 67-ФЗ);
- об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов: в течение трёх месяцев со дня официального опубликования результатов выборов (ч. 3 ст. 240 КАС РФ; п. 3 ст. 78 закона № 67-ФЗ);
- об отмене регистрации кандидата или их списка: не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд: не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования) (ч. 5 ст. 240 КАС РФ; п. 5 ст. 78 закона № 67-ФЗ).
Специальные сроки обращения в суд не подлежат восстановлению, независимо от причин их пропуска.
Ответственность за нарушение
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства. Виновные лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа, размер варьируется в зависимости от субъекта правонарушения и совершённого правонарушения и может составлять от 500 до 100000 рублей.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.
Так, ст. 141 УК РФ за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий предусматривается наказание до пяти лет лишения свободы.
Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде четырёх лет лишения свободы.
Исключить случаи привлечения к административной и уголовной ответственности может только строгое соблюдение положений избирательного законодательства.
Марина КОШЕЛЕВА, помощник Камышловского межрайонного прокурора
© Редакция газеты «Камышловские известия»