День кинологической службы уголовно-исполнительной системы РФ
Галина ШИПИЦЫНА
21 июня 1909 года в Санкт-Петербурге по инициативе министра внутренних дел Петра Столыпина была открыта первая школа-питомник «Российского общества поощрения и применения собак к полицейской сторожевой службе». Так началась история кинологической службы правоохранительных органов в России.
Служебные собаки – проверенное и надёжное спецсредство в уголовно-исполнительной системе. Именно таким словом определяется их назначение, ведь, по сути, наравне со своими инструкторами-кинологами собаки несут службу.
Начальник кинологической группы отдела охраны СИЗО-4 старший прапорщик Н.Е. Обоскалов рассказывает о работе своего подразделения:
– В кинологической группе учреждения 13 собак, по функциям они разделяются на разыскных и патрульно-разыскных. Наша основная задача – охрана и патрулирование охраняемого объекта. В первую очередь это необходимо для того, чтобы не допустить побега. В случае нештатной ситуации выдвигается резервная группа во главе с кинологом на розыск и задержание сбежавшего подследственного. Кроме того, служебные собаки работают на досмотре транспортных средств при въезде и выезде с территории учреждения, осуществляют поиск и обнаружение взрывчатых веществ и запрещённых предметов, участвуют в оперативно-разыскных и режимно-профилактических мероприятиях, выполняют служебно-боевые задачи в составе оперативных групп при конвоировании лиц спецконтингента.
Николай Евгеньевич в уголовно-исполнительной системе служит уже 20 лет, начал с дежурной смены в отделе режима, откуда через 12 лет перешёл в инструкторы-кинологи. Пройдя спецобучение, он получил специальность проводника-вожатого собак. Вместе со своей восточно-европейской овчаркой Графом они заняли первое место по обыску объекта. За 28 секунд Граф на большой площадке нашёл и обыскал трёх фигурантов, находящихся в различных местах.
В настоящее время старший инструктор-кинолог Николай Обоскалов уже несколько лет руководит кинологической группой отдела охраны СИЗО-4, несёт ответственность за работу и здоровье и подчинённых, и подопечных. А мы продолжаем с ним разговор об особенностях работы с хвостатыми сотрудниками.
– Каждая собака индивидуальна по характеру и темпераменту, – говорит он. – Как у людей, у них есть типы высшей нервной деятельности: бывают собаки-холерики, флегматики, сангвиники. Недаром говорят, что кинолог должен походить на свою собаку, и наоборот. То есть, например, кинологу флегматичного склада будет трудно работать с легко возбудимой собакой-холериком. Со спокойными собаками у нас больше работают девушки-кинологи. Вот, например, Граф – пёс резкий, легко возбудимый, но очень умный, всё на лету схватывает. В обращении с ним нужно быть твёрже, справится только мужчина, потому что собаки характер хозяина чувствуют сразу. Для работы с собаками есть специальный приказ ФСИН «О порядке обращения со служебными животными», где прописаны все правила и действия кинолога.
У собак, как и у сотрудников СИЗО, посменный график работы. Часть из них постоянно находится на территории учреждения в специальном питомнике, где для них построены вольеры, есть площадка для выгула и учебный «класс» с тренажёрами, потому что занятия проводятся ежедневно. Часть животных живёт у кинологов дома, поэтому уходит со смены вместе с хозяевами. Но даже за пределами учреждения они, как и все сотрудники, всегда готовы по первому сигналу вернуться в строй и выполнять поставленные задачи – боевые и учебные. А когда собака, отслужив положенный срок, выходит на пенсию, обычно переезжает в дом к одному из кинологов или сотрудников учреждения, где продолжает преданно и верно охранять хозяина и его семью.
– Интересно работать, когда на твоих глазах собака обучается всем навыкам, – продолжает Н.Е. Обоскалов. – Начинает расти и выполнять команды. Но воспитать хорошую служебную собаку – это большой и тяжёлый труд. К каждой нужен индивидуальный подход. В спецкурс дрессировки входят обыск объекта, обыск транспорта, следовая работа, выборка человека и выборка вещи. И, конечно, базовые команды из общего курса обучения.
Сегодня, в эпоху цифровых технологий, содержание «спецсредств» становится всё дороже, и очень часто на смену им приходит спецтехника – камеры, датчики слежения и прочая аппаратура. И всё же никакая машина или электронный мозг не заменят мгновенную живую реакцию, чутьё и интуицию служебного пса.
– Техника может сломаться, а собака всегда готова выполнять приказ, всегда в фокусе, – завершает рассказ Николай Евгеньевич. – Недаром в Великую Отечественную войну немалую роль сыграли на фронте собаки. Например, известна история, как летом 1941 года 500 пограничников и 150 пограничных собак остановили атаку нескольких тысяч фашистов.
Фото Андрея Зайкова.
Кинологи СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области старший инструктор-кинолог кинологической группы отдела охраны прапорщик Екатерина Блинова, руководитель кинологической группы отдела охраны СИЗО-4 старший прапорщик Николай Обоскалов и восточноевропейская овчарка Эва.
© Редакция газеты «Камышловские известия»