Если в ноздри мне попал
Запах шпал – я пропал!
Пахнет лязгом тормозным,
Чёрным дымом поездным,
Пахнет сразу всем –
Проклятым и родным…
Так писал поэт Евгений Евтушенко, выросший в посёлке у железнодорожной станции. Локомотивы в наше время уже не дымят, волнующий запах креозота, которым раньше пропитывали деревянные шпалы, современникам почти не знаком, но «железка» до сих пор остаётся особым миром, живущим по своим законам, – романтикой для пассажиров и трудовыми буднями для железнодорожников.
Своя колея
Почти военная дисциплина, изнурительный график работы и привычка отсчитывать время по Москве для машиниста Юрия Полуяхтова стали уже образом жизни. Коллеги его знают как приветливого и общительного товарища, а возвращаясь после тяжёлых поездок, он успевает и в домашнем хозяйстве порядок наводить, и быть примерным семьянином.
На работу в камышловское локомотивное депо Юрий пришёл в далёком 1991 году, окончив ПЛ-16. Потом два года армии, и снова на «железку». Среди родственников на железной дороге никто не работал, всё было незнакомым. Думал, освоится маленько, а там видно будет. «Маленько» в итоге обернулось уже двадцатью четырьмя годами стажа. Первые шесть лет работал помощником на электровозах и маневровых локомотивах. Набравшись опыта и получив «корочки», в мае 2000-го пересел на место машиниста, которое в кабине всегда находится справа. За почти четверть века под стук колёс случалось всякое, но о выбранном пути он нисколько не жалеет.
Суровые будни
На вопросы о романтике дальних поездок Юрий иронично улыбается. Рейсы чаще всего в сторону Тюмени. 12 часов в кабине электровоза, потом отдых в комнате бригадного дома. Обратно этой же дорогой, бывает, часов 18 добираются, и становится уже не до романтики. Хотя современные локомотивы более комфортны – есть кондиционер, холодильник, микроволновая печь и прочие удобства.
А ещё, рассказывает Юрий Александрович, поезд может буксовать, подобно автомобилю. Станция наша находится в низине, в обе стороны от неё железная дорога идёт в гору. Высота подъёма – семь метров на километр пути. Немногие знают, что такое тащить несколько сотен тонн груза на подъёме по мокрым рельсам. И машинисту, и помощнику приходится несладко, ведь выбиться из графика никак нельзя. Помогает в таких случаях песок, которым, оказывается, укомплектован локомотив. Насыпается он на рельсы автоматически через специальную систему.
Техническое оборудование на железной дороге постоянно модернизируется. От машинистов требуется знание не только подвижного состава и правил технической эксплуатации. Они регулярно повышают квалификацию. Сегодня Юрий уже сам передаёт опыт своему помощнику Илье Науменко.
– На железной дороге работают только те, для кого это действительно призвание, – говорит Юрий Александрович. – Главное для машиниста – дисциплина, осознание груза ответственности, внимательность, сосредоточенность. Это не всегда понимают молодые, которые устраиваются на работу. В итоге они не выдерживают ритма, нагрузок и уходят. Меня многому в профессии научили машинист-инструктор Владимир Огурцов, машинисты Игорь Даниленко, Александр Спиридонов и многие другие. Сегодня, пользуясь случаем, поздравляю коллег с нашим профессиональным праздником.
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Машинист Юрий Полуяхтов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»