На карте Свердловской области найти Волчанск весьма проблематично. Однако в шахтёрском городке в 80-е годы прошлого века с населением в 18000 человек было два дворца культуры, дворец пионеров, спортивная школа, хорошо оборудованный стадион. Проводились конкурсы художественной самодеятельности для детей и взрослых. В этой творческой атмосфере подрастал будущий детский хореограф.
Себя не мыслила без хореографии
До пяти лет Надя и не подозревала, что в их городе есть хореографический кружок. А потом мама вместе со старшей сестрой отвела её во Дворец культуры угольщиков, который привлекал внимание мальчишек и девчонок своим солидным размером, скульптурами и тем, что из открытых окон весной и летом доносилась музыка.
У балетного станка Надежда Маркова с воспитанницей
– Я себя не мыслила без хореографии и в 8-м классе сделала свой выбор, – рассказывает собеседница. – Раскрыла мне мир хореографического искусства бывшая балерина М.И. Рылова. Личным примером, отношением к работе воспитала уважение к профессии, привила нравственные качества. Через несколько лет я стала заниматься у её ученицы Т.А. Лежневой.
После окончания школы Надежда подала документы в Челябинский институт культуры. Предстояло выдержать на трёх турах экзамен по специальности. Среди 120 абитуриентов в основном были выпускники училищ культуры, которые имели профессиональную подготовку.
– Поначалу было ужасно страшно, однако после первых комбинаций у станка стало больше уверенности в собственных возможностях, – вспоминает собеседница. – В результате получила четыре балла. Всё казалось простым, а вопрос поступления в институт почти решённым.
Когда пришло приглашение в колхоз на картошку, прыгала от радости. Но жизнь приготовила испытание.
– Я с вещичками прихожу в приёмную комиссию, а мне говорят, что я не прошла, не хватило полбалла. После такого удара важно было не разувериться в себе и шагать дальше.
– Решила, чтобы не терять год, поступать в областной колледж культуры и искусства по примеру моей наставницы, – продолжает собеседница. – Поехала в Екатеринбург. Пришла в училище культуры, где Л.В. Завьялова, заведующая хореографическим отделением, спросила: «Что вы получили по специальности?». И я с гордостью ответила: «четыре». Приём был закончен, студенты первого курса отправлялись на картошку. И всё же меня зачислили. На дворе стояла золотая осень, в душе было ощущение радости и невероятного счастья.
Крылья за спиной
– Три года учёбы – счастливейший период в моей жизни, – признаётся Надежда. – Мне нравилось всё! Крылья за спиной. Удовольствие от авторской, творческой работы и видимый результат. После окончания училища мне поступило предложение работать ассистентом руководителя в ансамбле современной хореографии, в котором сама танцевала параллельно с учёбой.
Но судьба опять внесла свои коррективы: по распределению молодого специалиста отправили в Камышлов. А ей хотелось учиться дальше.
– Я даже не слышала, что такой город есть, – улыбается Надежда Степановна. – Мы поехали на гастроли с ансамблем современной хореографии. Путь проходил через Камышлов. И руководитель сказал: «Это твоя вотчина будет». Я не особо печалилась, понимала, что отработаю три месяца. А дальше – поступление в вуз.
Школа искусств, куда распределили молодого специалиста, находилась в районе ЗСМ. Определили её на четверть ставки (20 рублей). Прожить на эту сумму было нереально, Надежда набрала несколько групп в клубе «40 лет Октября» и начала работать. Неважно, что это кружок самодеятельности, молодому специалисту было интересно всё.
– Три месяца прошло. И? – спрашиваю.
– И я вышла замуж! Родилась моя доченька Маша. Но я держала в голове мысль, что получу высшее образование. Когда дочка была в подготовительной группе, поступила в Санкт-Петербургский гуманитарный университет на отделение хореографии. Училась взахлёб. Вместе с сокурсницами старались успеть всё: посещали выставки, конкурсы, концерты, музеи.
А в Камышлове Н.С. Маркова продолжала работу в Доме творчества. И всё чаще ловила себя на мысли, что хочет заниматься академическим образованием. С радостью поддержала идею директора школы № 3 в те годы Т.Н. Ельшиной об открытии «школы в школе», чтобы дети в этом же здании получали дополнительное хореографическое образование. Классы хореографии в школе № 3 были оборудованы за четыре месяца. В 2004 году из Дома творчества вслед за наставником пришло несколько групп, около 70 человек. Открылись дошкольное и школьное отделения.
Через год учреждение получило статус хореографической школы.
– Я по жизни счастливый человек: занимаюсь тем, что мне интересно, – говорит Надежда Степановна.
Танцуем «сердцем»!
За последние годы образцовый коллектив «Театр хореографических миниатюр» выступал на площадках Чехии, Германии, Венгрии, Болгарии, Польши. Возвращался с дипломами лауреата I, II, III степени. Также мастерство коллектива высоко оценили и на международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. По мнению моей собеседницы, самый серьёзный уровень выучки необходим на областных конкурсах, что свидетельствует о высокой планке и развитии хореографического искусства в Свердловской области.
– Особенно ценными и трудными для нас являются победы и звания, полученные на фестивалях в Екатеринбурге (2016 год – «Звёздный дождь», в 2018-м – «Европа-Азия»).
Кроме конкурсно-фестивальной деятельности, в хореографической школе реализуются предпрофессиональные программы.
– Репертуар концертно-конкурсных работ обязан содержать вариации балетного наследия и творческие работы с использованием пальцевой техники. Без подготовки это невозможно, – объясняет директор школы. – На конкурсах ДШИ и хореографических школ исполнителям необходимо демонстрировать высокий уровень. Красивые яркие костюмы не спасут хореографическую постановку, если исполнители не свободны в технике. Предпрофессиональное образование позволяет выдерживать кастинги, конкурсы, а затем творчески работать на протяжении не одного десятка лет.
Эту мысль подтверждают и результаты многих выпускников и учащихся хореографической школы. Антон Кочнев, например, работает по специальности в Москве, Мария Сухинина танцует в Германии.
Чтобы ребёнку достичь хореографических высот, с ним нужно немало трудиться. Знаю, как тщательно отрабатывается каждый номер, каждое движение. Не все выдерживают.
– Учиться у нас сложно, – соглашается Надежда Степановна. – У нас программы технически серьёзные, как и конкурсные номера. Мы должны соответствовать званию «Образцовый коллектив». Многие считают, что танцевать нужно ногами, а мы учим танцевать «сердцем». Это отмечает и жюри высоких конкурсов, и наши коллеги. Для нас очень важно, чтобы ребёнок чувствовал танец, проживал его эмоционально, музыкально.
– О чём мечтает директор хореографической школы?
– Мечтаем о большом здании со своим концертным залом. И ещё мечтаем о победах на фестивалях и конкурсах.
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»