Ср, 15 Июл. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
05 ноября 2011, 12:00

А если начать с детективов?



Он похож на мальчиков из крапивинских повестей. Светло-русые волосы, закрывающие уши, темно-голубые выразительные глаза, невысокий, но весь подтянутый. В нем чувствуется уверенность в себе, внутренняя сила. Впервые этого мальчика увидела я на читательской конференции в детской библиотеке. Он не отмалчивался, не уходил от ответов, чувствовалось, что он читал произведение (обсуждалась книга Самсонова «По ту сторону») и имеет свое собственное мнение.

Я рассказываю о Федоре Зубкове, учится он в 8-м классе лицея (шк. №5) и отличается любовью к чтению. Согласитесь, сейчас не так много ребят, которые любят читать. И представьте себе, Федора это волнует. Казалось бы, что ему за дело до тех, кто не хочет обременять себя чтением? А ему не все равно.
И вот Федор под руководством своего преподавателя по русскому языку и литературе, а также классного руководителя В.А. Бушуевой написал проект «Литературная загадка».
А на августовской конференции он выступил перед представителями городских образовательных учреждений, так как проблема – нежелание детей читать – общая, и школьнику было чем поделиться со старшими товарищами. Я увидела сюжет – выступление Федора на конференции – по телевидению. Меня заинтересовал как сам проект, так и автор, и я решила встретиться с ним.
Нашу беседу я начала с вопроса:
– Кто тебя, Федор, приучил к чтению?
Вот что он мне ответил:
– Буквы я знал с трех лет. Бабушка моя, Надежда Григорьевна, видя мой интерес к книжкам, стала показывать буквы, я их запоминал, а мама стала учить меня складывать слова. Так что когда я пошел в первый класс, уже умел читать. В начальной школе учился у Галины Алексеевны Федоровой. Она тоже поощряла мой интерес к книгам.
Наш разговор переходит на книги. Я влюблена в них: в детские, взрослые, в прозу, в поэзию, и мне интересно было узнать, какая же книга из детства осталась в памяти и сердце моего собеседника.
– «Волшебник Изумрудного города» Волкова, – ответил Федя.
Не могла удержаться от радости, что наши вкусы совпали. Я в детстве тоже читала и перечитывала эту книгу. Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек и Лев – герои сказочной повести – всплыли в памяти. Сколько приключений выпало на их долю! Как здорово было вместе с ними преодолевать преграды, возникающие на их пути в город великого Гудвина, из одного приключения попадать в другое, переживать, радоваться, разочаровываться, ликовать – жить одной жизнью с героями. Я помню, как своих одноклассников, соседей по парте первым делом спрашивала об этой книге: «Читали?». А если получала отрицательный ответ, несла им свою затрепанную книгу, 1947 года выпуска. Тогда еще не было продолжения повести, оно появилось позднее.
Зачем же мне было надо давать эту книгу друзьям? Да затем, чтобы потом поговорить о пережитом. Книга ведь не просто читается, хорошая книга – переживается. Вот и Федора огорчает невозможность поговорить с ребятами о книгах, и он решил, ни много ни мало, приучить одноклассников к чтению художественной литературы через детектив.
Федор, конечно, заметил, что в классе есть читающие ребята, например, Лена Зуева, Женя Архипова, Катя Печеркина и другие. Лена как раз зашла в класс, где мы беседовали с автором проекта, и даже, по моей просьбе, дала ему краткую характеристику: «Федя – эрудированный, у него обширный кругозор, он общительный, с ним интересно поговорить».
В том, что восьмиклассник обладает большой информацией и щедро делится ею с другими, я убедилась, беседуя с ним и едва успевая заносить в записную книжку, что мне бы хотелось прочитать из того, что он уже читал. Вот эти записи: Ая эН (Ирина Крестьева), кандидат физико-математических наук. Федя вышел на ее сайт в Интернете и даже пообщался с писательницей. Так что я сейчас ищу Аю эН «Библия в SMS-ках». Уж, кажется, Крапивина-то я знаю, читала, а вот упустила: «В глубине Великого Кристалла» и «Сказки безлюдных пространств». А сколько же еще интересного и познавательного может порекомендовать нам этот юный читатель, уверенный в том, что книгу компьютером заменить нельзя, хотя он и признает широкие возможности современной техники.
Мне не терпелось скорее познакомиться с проектом, и вот он в моих руках. Читаю: «Умение читать можно развить только чтением. Читать нужно не только на уроках, но и дома, а для этого требуются книги увлекательные и интересные. Детектив в наше время – один из самых читаемых литературных жанров. Чтобы решить проблему, я поставил перед собой цель: привлечь одноклассников к чтению художественной литературы при помощи детектива…
Для достижения цели Федор взялся решить ряд задач. Одна из важных – составить сборник аннотаций к детективам, наиболее подходящим для привлечения своих сверстников к чтению.
Федору для осуществления своего проекта пришлось изучить информацию о детективе и авторах, пишущих в этом жанре, прочитать детективы разного жанра, проанализировать, а для этого найти критические, литературоведческие статьи на эту тему, провести опрос школьников, составить таблицы, графики результатов опроса, диаграммы, сделать выводы.
И вот выпущена специальная брошюра объемом в 20 страниц: цветная, с фотографиями рекомендуемых книг. Называется она «Сборник аннотаций по самым интересным детективам». Предполагается, что ребята, познакомившись с аннотацией, непременно захотят найти и прочитать детектив. Идет второй месяц учебы, ребята из 8 «а» класса, где учится Федя Зубков, уже прочитали новеллу Конан Дойла «Пляшущие человечки» – яркий и интересный пример классического детектива. И сборник аннотаций востребован. Значит, цель достигнута.
Интересно, а что читают у вас в классе?

Читайте также:  Волшебный цветок

Елена ФЛЯГИНА.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: