Почта от нашего дома была довольно далеко. Мы жили за банной канавой по ул. Советской, а до ул. Кирова нужно было идти вдоль Ленинградской, мимо бывшего детсада № 2, выйти к реке, пройти мимо городской бани, дома Щегловых, мимо дома, где жил Бажов, ещё немного вперёд, и вот оно – белое здание с крыльцом.
Зачем нам, подросткам, нужна была почта? Прежде всего, мы ходили туда, чтобы узнать, не появились ли новые почтовые марки. Коллекционеров тогда было много. Конечно, можно было купить их в киоске «Союзпечать», что находился там же, где и сейчас располагается киоск «Роспечать», по ул. Карла Маркса, напротив подвальчика. Но нам казалось, что на почте выбор марок больше, да и новые там могли появиться раньше, чем в киоске.
На почте царил какой-то особый дух, особый запах. Здесь всё было строго и чинно. Помню высокие столы с чернильницами и перьевыми ручками. Скорее это были не столы, а бюро. Здесь мы отправляли родным телеграммы, посылки, заказные письма. С интересом наблюдала я, как разводят сургуч, как ставят штемпель на посылке или бандероли, как ловко завязывают их шпагатом.
Надо признаться, что я никогда не задумывалась, старинное это здание или новое. Мне оно казалось вполне современным и ничем не отличающимся от других домов. Да, впрочем, в моё детство оно и не было старым. Разве срок для архитектурного сооружения каких-то 60 лет? Известно, что построено оно в 1898 году.
Уже став взрослой и познакомившись с Павлом Петровичем Кошкиным, я узнала некоторые интересные подробности об этом доме.
До революции в этом здании собирались представители высшего класса камышловского общества. И этот строгий каменный особняк назывался домом Дворянского собрания. Именно в этом здании обитало и камышловское театральное сообщество. В газетах «Урал», «Екатеринбургская неделя», издававшихся в Екатеринбурге в конце XIX века, не раз находили упоминание о наших артистах, их постановках. Где-то с иронией, где-то с удивлением пишут корреспонденты о самодеятельном театре.
Газета «Урал» в 1909 году прошлась с критикой по деятелям театрального сообщества, которые не разрешили профессионалам, приехавшим в город, поставить спектакль. Понятно, побоялись соперников. Из газет XIX века узнаём и о том, что спектакли ставились не только в здании на ул. Кирова, но и в других, более просторных помещениях.
Но вернёмся к зданию на ул. Кирова, 30. Ведь в начале ХХ века, как вы поняли, почты там не было. Она располагалась в комнатах цокольного этажа особняка купчихи Воронковой (сегодня это здание художественной школы).
Поворотным в судьбе почты можно назвать 1936 год, когда правительство Советской России обязало местные органы власти подыскать для почтовых контор отдельные помещения и даже выделило средства на их ремонт. В августе 1937 года камышловская почта переехала в здание бывшего Дворянского собрания. Мебель для этого заведения была сделана руками очень хорошего столяра Григория Ивановича Чуркина. Он, кстати, сделал и почтовые ящики для города в количестве 16-и штук.
Интересные воспоминания о работе почты в 30-е годы оставила ветеран службы связи
К.А. Орлова. Мы узнаём из её воспоминаний о том, что почтальоны в то время носили форму, которой их обеспечивала служба, что дисциплина была очень строгая. За недоставку корреспонденции, за опоздание можно было получить гауптвахту. Причём днём наказанный работал, а ночью сидел под арестом. При почтовой конторе содержались лошади, позднее появился автомобиль. В этом же здании располагались телеграф, телефонная станция.
В 1981 году вошёл в строй современный почтовый корпус, а здание на Кирова потеряло свою значимость, опустело и начало разрушаться. Есть слух, что будет оно восстановлено. Было бы здорово! Специалисты отмечают, что этот строгий двухэтажный особняк заслуживает высокой оценки. Да, он скромно декорирован: простые наличники вокруг окон, простой карниз под крышей… Парадность придаёт дому стройный ряд окон. Сразу было видно назначение этого здания.
Написать эту статью меня подтолкнуло обсуждение на сайте «Одноклассники». Люди вспоминают этот дом с любовью и ностальгией.
Елена ФЛЯГИНА
Фото: Здание почты по ул. Кирова в 50-е годы прошлого века.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Помню эту почту,и банную канаву тоже. *CRAZY*
Стоит только зданию опустеть,так его тут же начинают курочить.А ведь здание почты ещё могло бы служить долго.Но….,всё как обычно.
@ ljudmila:
Русские любят всё халявное и стройматериалы в том числе,вот и прут.
Припоминаю, что там был один из первых асфальтовых тротуаров в городе (от ул. Ленина до почты) и стояли первые светильники с люм. лампами для освещения тротуара, по тем временам сильно круто смотрелось в сравнении с маломощными лампочками Ильича, которые тогда только и были.