Музыканты и инструменты
Низкие, глубокие звуки были слышны уже на площадке возле Баранниковского ДК. Звучала красивая, полузабытая мелодия.
В безлюдном здании звукам было просторно и вольготно, и я безошибочно подошла к кабинету, откуда они раздавались. Мелодия оборвалась, и навстречу вышел сам музыкант – Виталий Викторович Борисов.
И вот впервые в непосредственной близости вижу этот инструмент. Точнее, сразу три. Почти близнецы, отличаются только размером, весом и, естественно, высотой звучания. Если вы думаете, что тенор, баритон и бас – это певческие голоса, вы, как и я, не всё знаете о медных духовых. Оказывается, без этой троицы оркестр не оркестр. Чем крупнее инструмент, тем звук ниже. Выглядит как большая труба, несколько раз завёрнутая и снабжённая дополнительными трубками, вентилями и клапанами. Суровый, массивный тембр у всех трёх, у каждого в оркестре своя партия.
Виталий Викторович берёт ноту соль на каждом, демонстрируя голоса инструментов. Он руководит в доме культуры и музыкальной школе детским духовым оркестром, поэтому, по определению, владеет всеми инструментами.
Приехал он в Баранникову в конце 90-х с Алтая. Интересное совпадение: почти из тех же краёв, откуда родом Герман Макарович Мутли, создавший в районе первый духовой оркестр и много лет им руководивший. Приехал, познакомился с маэстро и стал ему помогать.
– Сейчас стараюсь поддерживать традицию, начатую Германом Макаровичем. Пробую нынче организовать ещё духовой оркестр из девчонок. Не знаю, что получится, – говорит музыкант.
Сам он научился в детстве – на теноре, играя в деревенском оркестре. Потом ушёл служить на Северный флот, где тоже играл – расхождения, марши. Вспоминает, как весь личный состав сходил на берег под их торжественный развод или маршировал под «Прощание Славянки».
Тенор, баритон и бас (как и труба, валторна, туба, тромбон и некоторые другие) относятся к амбушюрным инструментам. Называю здесь это слово, чтобы объяснить принцип игры: звук извлекается путём вдувания воздуха в канал через мундштук при определённом способе складывания губ исполнителя.
При внешнем сходстве есть большая разница в тембрах этих инструментов: довольно высокий, даже чем-то близкий трубе голос тенора (часто ему принадлежит ведущая мелодия в оркестре); тёплый, мягкий – у баритона; суровый, массивный, даже несколько тяжеловесный бас. А когда они вместе – рождаются и военные марши, и вальсы, которые многим помнятся с детства, где «в городском саду играет духовой оркестр».
Почему в нашей стране со времён Глинки и Чайковского распространены были духовые оркестры? Потому что многоголосый хор этих инструментов производит необыкновенное впечатление. Сейчас всё чаще это, к сожалению, экзотика. А между тем, сила воздействия духовой музыки на человека очень велика.
Даже если мы не самые тонкие ценители музыки, к медным голосам невозможно остаться равнодушными и не вслушиваться в простые, красивые мелодии (отсюда, кстати, такой массовый характер этой музыки).
Ну а Виталий Викторович убеждён вот в чём:
– Самое главное – должно быть уважение к инструменту. Ребята приходят и, пока учатся, играют по одному, часто дурачатся. А когда объединяются вместе, слышат, как выстраивается из их звуков аккорд, рождается мелодия, тогда внутри нарастает какое-то особое чувство. Потому что это – музыка, и потому что они – оркестр, они вместе. А вместе – сила.
Что тут скажешь? С аксиомами не спорят. Если музыка медных духовых живёт в нашей глубинке, значит, и жизнь продолжается, и не умрёт культура.
Галина ШИПИЦЫНА
Три факта о медных духовых
• В 1845 году бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс создал семейство саксгорнов (альт, тенор, туба и другие), которые сегодня составляют основную группу духовых оркестров.
• Корпус тубы, тенора, баритона и баса представляет собой петлеобразную или свёрнутую в несколько оборотов цилиндрическую трубку, переходящую в коническую, которая, постепенно расширяясь, переходит в раструб.
• Загнутые трубки основного механизма инструментов компактно «уложены» внутри завитков, но если их распрямить, то их длина может достигать трёх метров.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Ну что можно сыграть на тубе?Только пум-пум-пум-пум.Сейчас её с успехом заменяет бас-гитара.Корр знает.И вообще я на синтезаторе могу за весь духовой оркестр сыграть.
Николай писал(а):
да заменяет, но
оркестр если духовой , то не кашерно использовать электробас гитару,
да и привязана она к усилителю, в отличии от медных труб
Креативненько конечно же в последний путь провожать под электрогитару… , так то сакс хрен чем заменишь, я предпочитаю слушать именно его, а не заменители.@ Николай:
@ Kook2:сакс хрен чем заменишь,
Если не будете видеть кто играет и не поймете,что это заменитель.До того на хороших синтезаторах звук натуральный.
@ Korr:оркестр если духовой , то не кашерно использовать электробас гитару,
В эстрадных оркестрах тоже медные есть,но тубу заменили на бас-гитару.
Скажем так, слушаю музыку с дисков и непосредственно в живую, не представляю, как можно слушать синтезатор и смотреть на исполнителя, играющего под сакс… не те эмоции@ Николай: