Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 19 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
21 февраля 2011, 14:00

Братья Кирпищиковы



2011-й – год 50-летия полета первого человека в космос. Эта дата, хоть и косвенно, но имеет отношение к Камышлову, так как в нашем городе родился и жил человек, который всю свою жизнь связал с космосом. Это Александр Романов – журналист ТАСС. Побывав на днях в городской библиотеке, я увидела активную подготовку к юбилейной дате. И подумала, что мне надо обязательно рассказать в этой связи о братьях своего мужа, которые были хорошо знакомы с А.П. Романовым. Николай Владимирович Кирпищиков учился вместе с ним в одном классе, они были очень дружны, и Александр несколько раз вспоминал Николая в своих записках.
Когда я задумала писать свой материал, съездила в Екатеринбург к вдове Н.В. Кирпищикова Людмиле Константиновне Лобановой. Они вместе прожили 39 лет, и она знала многие истории из жизни мужа.

Друзья и увлечения

Николай родился в Камышлове в мае 1916 года в интеллигентной семье. Его отец, Владимир Александрович, работал бухгалтером, а мама, Александра Михайловна, – в аптеке. В возрасте восьми лет родители отдали мальчика в школу, которая впоследствии станет школой № 58.
В своей повести «Я – камышловец» А.П. Романов так пишет о Николае: «Мой друг Коля Кирпищиков в выпускной год знал этот предмет не хуже Елизаветы Семеновны, и по ее просьбе, стоя у классной доски с мелком в руках, бойко объяснял нам решение мудреных задачек». Здесь Романов имеет в виду 4-й класс, выпускной класс первой ступени, а предмет – это арифметика, которой ребят учила их первая учительница Е.С. Любимова.
В старших классах Николай и Александр были участниками так называемой «живой газеты». Вот что по этому поводу пишет Романов: «В основе выступления живгазетчиков лежал постоянно обновляющийся материал из газет на международную тему и о жизни страны, стихи, песни советских авторов, факты из жизни города, школы. Одетые в униформу – голубоватые рубашки с отложными белыми воротничками и серые брюки (девочки – в юбочки в темную полоску) – мы выглядели очень эффектно. Под аккомпанемент двух баянистов, тоже наших школьников, строили различные живые композиции, используя плакаты, лозунги. Песня, частушка, речитатив, произносимые через рупоры, усилители звука, привлекали аудиторию».
И еще один эпизод из школьной жизни, рассказанный А.П. Романовым: «Одно время в 5-6-х классах практиковался бригадный метод подведения итогов успеваемости. В такой группе каждый из нас отвечал за один определенный предмет – и какую оценку получал ответственный, такую получали и все остальные в бригаде. В нашем коллективе Коля Кирпищиков отчитывался за всех по математике. А моим делом была литература».
В школе Николай также сдружился со Степаном Черепановым (будущим Героем Советского Союза), и произошло это на почве увлечения того и другого футболом. В школе была своя сильная команда – в нее входили такие «профессионалы», как Сергей Телеусов, Петр Помазкин, Владимир Кузнецов, Степан Черепанов. Удачно вписался в нее и Николай Кирпищиков.
Позже он вспоминал, что Степан был живым, веселым, остроумным пареньком. Было у него и интересное прозвище – Понька. Об этом мне доводилось слышать и раньше, но только Николай Владимирович пролил свет на его происхождение. Оказывается, бабушка Степана, души не чаявшая во внуке, называла его так: Стёпонька. Друзья-мальчишки отбросили первые три буквы – для простоты произношения, отсюда и Понька. Впрочем, Степан не возражал, чтобы его так называли, и прозвище сохранилось даже во время учебы в институте.
После школы Николай поступил в Уральский индустриальный институт (будущий УПИ) на химический факультет. Сюда же поступил и Степан Черепанов. Здесь их дружба продолжалась – молодые люди вместе жили в общежитии, занимались спортом, оба любили зимой кататься на коньках. А еще вместе посещали военные сборы в артиллерийском училище.
Еще несколько строк о занятиях Николая спортом. В архиве семьи сохранилась грамота, датированная 5 мая 1938 года, о награждении Н.В. Кирпищикова за участие в эстафете «Звезда». А также сохранились памятный жетон и грамота за участие в легкоатлетической эстафете в составе команды «Металлург Востока», занявшей первое место.
В 1940 году Николай окончил институт, и тут их пути с Черепановым разошлись… Как оказалось – навсегда.

Война и плен

Война застала Николая Владимировича в Каменске-Уральском, где он работал инженером-электромехаником на алюминиевом заводе и имел бронь. Однако он написал заявление, и через некоторое время был отправлен в действующую армию. За время участия в боях родители получили от сына два письма (от 30 августа и 13 сентября 1941 года), а дальше – молчание и неизвестность…
Уже позже, после возвращения Николая домой, выяснилось, что армия, в составе которой он воевал, была полностью сдана противнику. Так он оказался в плену.
Сначала их погнали в Польшу. Бойцы, будучи уже до того изнеможенными, многие – раненными, умирали каждый день. Санитары, те же самые красноармейцы, могли предложить одно лекарство – красный стрептоцид, по тем временам очень сильный антисептик. Кто-то отказывался, считая смерть избавлением от мук, но Николай стремился выжить – выжить любой ценой, и потому лекарством набил полные карманы. И красный стрептоцид спасал его от смерти несколько раз.
Но вот пленные дошли до Польши. Условия содержания в лагере были крайне тяжелыми. Наконец наступил момент, когда пленных стали продавать польским землевладельцам. Работа на свежем воздухе плюс относительно неплохое питание пошли на пользу – Николай окреп, приободрился духом. Но тут их в спешном порядке грузят в вагоны и отправляют на военный завод. На заводе Николая приставляют в качестве рабочего-подсобника к токарю – старому, больному немцу, весьма не агрессивному по натуре. Мало того, что он не ругает и не бьет Николая, он еще его и подкармливает. Однако система доносов срабатывает, и старика-немца убирают, а пришедший ему на смену парень – жесток и страшен…
Но Николай умудряется выжить – уже в который раз. И как награда – послабление в режиме содержания: ему разрешается в свободное от работы время выходить в город. Так Николай знакомится с другими пленными, и у них создается группа из шести человек (в том числе две девушки – сестры из Минска), которая перед собой ставит одну цель – побег.
И вот они уходят из города. На развилке дороги возникает разногласие – в какую же из двух сторон идти? Группа делится пополам, Николай с девушками уходит по одной тропке, а трое парней – по другой. Но через некоторое время с той стороны, куда ушли ребята, раздаются собачий лай и автоматные очереди – значит, тем уйти так и не удалось. А группе Николая повезло – они попадают к польским партизанам, которые дают им кров. Позднее польский отряд соединился с белорусским, а в итоге влился в нашу действующую армию.
Николая проверяют, но когда все обстоятельства пленения выяснены и у органов госбезопасности больше нет вопросов к нему, Кирпищиков отправляется на фронт – в артиллерию. Но долго повоевать не пришлось – ранение, болезнь, а как итог – госпиталь в Камышлове, где, спасибо Павлу Павловичу Смирнову, его ставят на ноги и возвращают в строй.

Читайте также:  «Зимка» в «Золотой галерее»

Мирное время

Наступило мирное время. Надо устраиваться на работу. Николай приходит на кожевенный завод, где его принимают начальником химлаборатории. По своей натуре, несмотря на выпавшие испытания, Николай Владимирович – человек веселый, с хорошим чувством юмора.
В это время на заводе работал драмкружок, руководил которым Игорь Дмитриевич Щепин. Кстати, у Щепина были очень хорошие задатки режиссера, и это чувствовалось. Коллектив ставит один за другим несколько спектаклей, среди которых постановки по мотивам произведений Гоголя, других классиков русской литературы. Уже на моей памяти была поставлена и знаменитая пьеса А. Арбузова «Таня». Главную героиню замечательно играла главный бухгалтер завода Нина Фадеевна Сычева. А роль геолога Германа, как и следовало ожидать, Николай Владимирович.
Спектакль очень нравился зрителям, а потому ставился несколько раз – и на сцене заводского клуба, и в клубе имени Свердлова, а после – в сельских.
В лаборатории он проработал двенадцать лет, затем был выдвинут на должность главного инженера, где и проработал до 1967 года. Всего заводу он отдал 22 года. Затем семья (а женился он на замечательной женщине – Людмиле Константиновне Лобановой, начальнике отдела кадров завода) переезжает в Свердловск, где он устраивается во ВНИИ химической промышленности.
Умер в 1984 году. Дочь Марина также окончила школу № 58 и продолжает дело отца – работает в химической промышленности.

Погиб за Родину

Вторым в семье Кирпищиковых был Виктор Владимирович, он родился 16 сентября 1919 года. Как и Николай, поступил в железнодорожную среднюю школу № 58 и в 1939 году окончил ее. В результате по 12 предметам из 16 была оценка «хорошо».
В том же году он поступил в Уральский индустриальный институт им. С.М. Кирова на химический факультет.
Николай вспоминал позднее, что все вступительные экзамены Виктор сдал на «отлично», и ему предложили поступить на любой факультет, но он выбрал «химический», где учился брат. Проучился в институте только с 1 по 13 сентября 1939 года, так как был призван в армию.
В имеющихся справках значится, что местом службы Виктора были: в апреле 1940 года – управление 389-го легкого артполка (строевая часть), в июне 1940 года – 346-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в Челябинске.
Сохранилось два письма Виктора со срочной службы. Оба – из Минска, Красное Урочище, п/я 76/3 от 1 марта 1941 года и 1 апреля 1941 года. В письмах он интересуется, как живет семья, какое у всех здоровье, хватает ли денег, дров, сена, ходит ли на охоту отец. О младшем брате Вовке (младше его на 19 лет) спрашивает, не хулиганит ли, а если так, то обещает побить ему мягкое место, когда вернется.
Правда, просит, если у родителей есть деньги, купить младшему брату наручные часы. О себе пишет очень скупо. Больше писем не сохранилось или не было. Отдельно есть адрес: БССР, г. Гродно, п/я № 1189/2.
С начала войны никаких вестей от Виктора не было. Родители много раз посылали запросы в военкомат, другие организации. И только 12 мая 1950 года из Камышловского военного комиссариата получено извещение (на основании извещения управления по учету потерь от 03.05.1950 г. № 27339-50) о том, что «Ваш сын – солдат Кирпищиков Виктор Владимирович, уроженец Свердловской области, Камышловского района – погиб в бою за социалистическую Родину».

Наталья КИРПИЩИКОВА.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 3 комментария
  1. николай:

    Я тоже знаю мужика,он закончил радиофак УПИ с красным дипломом,его послали на Байконур работать.ОН там отработал 5лет,потом запил и спился вконец.Сейчас работает грузчиком на прод.базе.У каждого своя судьба!

  2. Гость:

    Интересный рассказ.Этот номер газеты обязательно должен быть в городском историко-краеведческом музее.

  3. Фото аватара oz:

    Работники музея так и делают — сохраняют подобные материалы. А вообще, газета сама по себе уже является историей. Ведь полистав подшивки прошлых лет, можно узнать, как жил Камышлов и сёла района.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.