Нашему сыну скоро 6 месяцев. Бабушки с ним сюсюкают, что мне очень не нравится. Как следует развивать речь крохи? Что и в каком возрасте соответствует речевой норме?
Оксана Иванова.
Отвечает педагог-психолог школы № 7 Наталья Мельникова.
— Грудничок лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки и четко реагирует на интонацию. Пойте ему колыбельные и детские песенки, рассказывайте стихи для малышей. Тихо и громко, нежно и сердито, высоким и низким голосом (в зависимости от смысла), но всегда очень медленно и четко тяните гласные нараспев.
Важно, чтобы ребенок видел вашу мимику и пытался считывать ее с губ. Особенно тщательно произносите звуки О, И. Именно их впоследствии ваш малыш будет проговаривать очень приблизительно, иногда заменяя на другие — У, Э. Значит, писать слова с буквами О, И, У, Е (Э) он станет с ошибками.
Чувствовать родной язык на подсознательном уровне дети учатся на первом году, как никогда потом. Если вы сюсюкаете или ухаживаете за малышом молча — проблем в школе не избежать.
До того, как начать говорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он пытается гулить и лепетать, дышит, глотает, а главное — жует. Те, кто своевременно приобщен к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы кормили жидкими кашками и протертыми овощами. Почмокивая, покряхтывая, агукая, пропевая гласные, шлепая губами и отрабатывая некоторые согласные, будущий оратор овладевает речевым аппаратом.
На вопрос о речевой норме отвечает логопед детсада № 92 Ирина Кича.
— В первые месяцы жизни малыш начинает гулить, он произносит отдельные звуки и случайные их сочетания, типа «аг». Примерно с шести месяцев маленький принимается лепетать — стихийно складывать звуки в слоги, например: ма-ма, бе-бя, ди-дя и т.д.
К году ребятишки пробуют осознанно выговаривать слова. В этом возрасте словарь ребенка состоит из 10-20 самых простых высказываний: «нет», «да», «мама», «пить». Еще малыши с удовольствием подражают: «ав-ав», «мяу-мяу». В общем, пищат, лают и блеют. И это тоже возрастная норма.
К полутора годам ребенок обычно осваивает фразовую речь, то есть в его лексиконе появляются глаголы: «хочу пить», «пойдем гулять», «не хочу спать». Первая половина второго года жизни — время накопления словарного запаса, поэтому если ваше годовалое сокровище пока не самый лучший собеседник, всё равно разговаривать с ним нужно много.
К двум годам дети уже справляются с развернутой фразой, имеющей эпитеты: «дядя хороший, он мне нравится», «кашу я не буду, она невкусная». Так что, если ребенок развивается нормально, к двум годам он превращается в человека, с которым вполне можно беседовать.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Полезная информация для родителей и бабушек-дедушек. Специалисты хорошо разъяснили.