Все дети имеют способности, задача педагога – развить их
Тема нашего разговора с директором лицея № 5 Л.А. Ковиной – талантливые дети. Перед этим в образовательном учреждении состоялась конференция педагогов и воспитателей, где шел разговор о том, что можно и нужно сделать для развития детской одаренности. Базовой площадкой для проведения данной конференции лицей был выбран не случайно – здесь накоплен определенный опыт. Преподаватели, выступая перед коллегами, познакомили присутствующих с несколькими проектами: «Интеллект» (Н.В. Павлова), «Я талантлив в искусстве» (И.А. Чернавских), «Лидер» (И.В. Барнякова), «О, спорт, ты – мир» (И.О. Хинцигашвили). Каждый из них, презентуя свои проекты, говорил и о проблемах, высказывал предложения.
Затем слушатели разбились на группы, в которых обсуждалось услышанное. Раз задача заявлена в теме конференции – интеграция ресурсов образовательных учреждений, то и речь на дискуссионных площадках шла о том, как на уровне города объединить силы, чтобы детские таланты заиграли по-новому, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя в той деятельности, которой ему нравится заниматься.
Вот после этой конференции мы и встретились с директором лицея № 5 Л.А. Ковиной.
– Людмила Аркадьевна, давайте попробуем объяснить нашим читателям, почему речь идет об одаренных детях? А «неодаренным» что делать? Они что – недостойны внимания?..
– А у нас нет неодаренных детей! Каждый ребенок талантлив по-своему. И это известно всем. И ни в коем случае не идет речь о каком-либо разделении: вот ты талантлив, а ты – нет… Более того, рекомендуется даже избегать термина «одаренность» как такового. Нужно не просто увидеть способность в ребенке, а суметь развить эту способность – вот в чем дело! Только так мы можем получить хорошего инженера, токаря, журналиста, и так далее. Понимаете?
– Существуют ли какие-то нормативные документы на этот счет?
– Конечно. Государство наконец-то поняло, что нам нужны не просто развитые личности, но профессионалы, глубоко знающие предмет своей деятельности. Есть президентская инициатива «Наша новая школа», есть система выявления и развития молодых талантов, есть региональные программы.
Дело в том, что когда начали анализировать качество образования, то выяснилось, что по каким-то причинам наш регион далеко не на первом месте и страна наша – тоже. Впереди – Финляндия, а мы из 60 стран где-то на 49-м месте. Да и область, занимавшая когда-то по результатам федеральных олимпиад в России места в первой десятке, переместилась на целый порядок вниз по шкале. Значит что-то нужно предпринимать!
И очень хорошо, что появились вот эти основополагающие документы, позволяющие целенаправленно работать в данном направлении.
– Почему все же речь идет об интеграции, об объединении усилий? Взять, к примеру, ваш лицей. Разве у вас не хватит сил и возможностей добиться желаемого? Да ваши дети и так успешны во всем…
– Знаете, недаром же сказано: совершенству нет предела. Конечно, мы многое делаем для развития детей. Да и каждая школа, в принципе, может так сказать. Но если мы объединим усилия – мы добьемся большего.
– Вы можете привести конкретный пример?
– Обязательно приведу. Возьмем наш спортивный класс. Он достиг приличных результатов даже на уровне России – недаром же в числе 25 образовательных учреждений, которым выделили средства на стадион (спортивную площадку), оказался и наш лицей – единственный в Свердловской области.
Да разве мы бы достигли этого, не объединившись со спортивной школой? Уверена, что нет. Хотя, несомненно, здесь заслуга и педагога спортивной школы Сергея Петровича Воробьева, преподавателей лицея и, конечно, ребят. И администрации города, где нас поняли и поддержали.
– Как же вам удалось добиться такого, и кто инициатором был?
– Есть такой российский проект «Мини-футбол – в школу». Почему «мини»? Потому что доступно для всех, большие поля-стадионы не в каждой школе имеются, а спортзалы есть везде. По условиям этого проекта должна быть школьная команда только одного образовательного учреждения. Так у нас появился спортивный класс. Нам на определенное время выделяют автобус, с утра дети выезжают в спортзал ДЮСШ, оттуда их привозят обратно на уроки, и так четыре раза в неделю, без срывов.
Результат налицо: в региональных соревнованиях мы заняли первое место, а в них участвовала не только Свердловская область, но и Пермь, Челябинск, Курган, Тюмень. Так мы попали в Москву.
Вот вам и интеграция. Вот почему на конференции и обсуждалась эта проблема.
– Насколько я поняла, поступали предложения о создании центра для обучения одаренных детей в городе… Как вы это себе представляете?
– Подобная идея родилась не сегодня, об этом педагоги говорят давно. Однако принципы ее реализации не разработаны до сих пор. Хотя первые шаги уже сделаны. Например, в школе № 3 способные дети 7-8-х классов систематически приглашаются на занятия с педагогами высшей категории…
Можно использовать летнее время, когда действуют оздоровительные площадки, как базу выбрать, например, Дом творчества. Час-два в день детям заниматься любимым предметом (химией, литературой и т.д.) – разве это тяжело?
– Это клубы по интересам получаются…
– Нет, это сейчас называется дополнительной образовательной услугой. Можно на подобные занятия приглашать преподавателей высшей школы, ведь они тоже заинтересованы в том, чтобы к ним приходила сильная «абитура». Все это возможно, нужно только захотеть… Работы очень много. Заниматься необходимо не только с олимпиадниками, но и с теми, кто реализует различные проекты. Они у нас в образовательных учреждениях есть. Но на уровень области мы редко выходим. Значит, где-то недорабатываем. И здесь тоже нужна интеграция усилий.
Нельзя не сказать о роли родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, – поддерживайте его во всех начинаниях. Сейчас в лицее введены платные дополнительные образовательные услуги, благодаря которым ребенок может получить знания и умения сверх программы. Не упускайте такую возможность.
– Людмила Аркадьевна, не могли бы вы привести пример из жизни лицея, подтверждающий тот факт, что вы работаете со всеми детьми, добивающимися успеха в той или иной области.
– Мы уже говорили с вами, что задача педагога (и родителей!) – вовремя заметить успех ребенка, его способность к чему-либо и развивать это далее. У нас в лицее стало уже традицией проводить торжественный прием у директора детей, добившихся хороших результатов в разных видах деятельности. У меня собираются человек 30-40. Это не только отличники по каким-либо предметам, но и лучшие спортсмены, певцы, наши ТВ-студийцы и т.д. Их имена заносятся в Книгу почета, которая хранится в музее. На прием можно попасть только один раз. Ребята это знают, и стараются, так как это престижно.
– Что вы считаете самым сложным в работе с талантами? Что самое трудное – организационные моменты, работа с родителями, или что-то другое?
– Менталитет педагога – самое сложное. Преодолеть, переломить, переубедить бывает невозможно, если человек не желает, не хочет впитывать новое, ограничивая себя программой. Вот он привык работать в рамках своего образовательного учреждения и не хочет идти дальше…
Помните, как заинтересованно участники конференции обсуждали, с кем можно взаимодействовать в ходе работы с талантливыми детьми? Но это еще не факт, что все предложения реализуются. Да и на конференцию пришли не все, кого приглашали. Нежелание брать на себя что-то лишнее в нашем деле – опасная вещь. Уж слишком творческим делом мы занимаемся. Хотим воспитать талантливых детей – необходимо очень захотеть этого и работать, не жалея сил. Только тогда все у нас получится!
– Спасибо вам за интересный разговор.
Беседовала Людмила ЧИРКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Реклама платных услуг или постепенная подготовка населения к платному образованию?
и это тоже, но есть и хорошая мысль: талантливым детям надо помогать, а в школе далеко не все учителя готовы это делать
Это методика преподавания такая. Нормальный учитель родом из социалистической системы образования, как и Л.А. Ковина, а этот учитель поймет что и кому надо. Боюсь, что те редкие выпускники камышловской педки, которые остались в школе после 90х пока на такое не способны. -Почему педки? — Да, потому, что одаренность видно с 1 класса, а в 10 там уже не на что смотреть.
В корне не согласен про общую одаренность,- было бы так — мы бы уже соседние планеты осваивали и бессмертными были. — А пример с футболом? —Думаю, что другие школы не готовы были к такому конкурсу, сейчас они наберут тренерские штабы и уже через год результаты других школ будут! Дай бог, чтоб физ класс остался хоть в 10ке сильнейших
Хм, Энштейн оказывается в школе был двоечником. Интересно, смог бы он сейчас попасть к одаренным детям? Уже сейчас закладываются камушки будущего неравенства базовое образование и профильное. у кого нет денег — на обочину. нашему обществу не нужны талантливые, нужны удобные. Поэтому будущее России далеко не радужно. Всегда восхищался разговором Сталина и Яковлева (референт Сталина по авиации) Сталин — Товарищ Яковлев, нужно спроектировать, создать, облетать и пустить в серию за три месяца самый лучший в мире самолет. Он должен быть самым массовым, самым дешевым, самым вооруженным, самым скороподъемным. Яковлев Сталину — Товарищ Сталин, в Америке на создание такого самолета уходит три года.
Сталин Яковлеву — Товарищ Яковлев, а ви что, амыриканиц?
Кое-кто считает, что система оценок в школе, где учился Энштейн, была наоборот,по сравнению с российской, и соответственно, он был нормальным учеником.
ковина хороша тем, что «нос по ветру держит», поэтому и школа известна в городе. а по сути Джек Восьмёркин прав, зачастую звона больше, чем дела
а по поводу одарённости думаю так: любому родителю только намекни, что его чадо — одарённое, устарается ведь весь, и денег заплатит, и за школу (разглядели талант!) горой встанет.так что это в определённом роде тоже политика — «имиджирование образовательного учреждения»
а так хочется (мечтатель!), чтобы по настоящему разглядели, поддержали, помогли…
В российских реалиях успешность в образовании вовсе не гарантирует успешности в жизни. Если при устройстве на работу после учёбы будет стоять выбор между блатным двоечником и неблатным отличником, на работу будет принят блатной. Да и мудрость о том, что наглость-второе счастье, никто ещё не опроверг.
Вы, Граф, используете недостоверные сведения. Альберт Эйнштейн по физике и математике имел отличные оценки, что касается других скучных для него предметов, то были и пониже, но не двойки. Сталин Яковлеву дал задание построить новый самолёт за 1 год.
Вообще надо знающим своё дело людям больше доверять, тогда и успехи будут повыше.
Сергей, данные об Энштейне взяты из программ ОТВ. Значит они наврали. Про Яковлева откуда дровишки? Данный разговор описан у Суворова (Резуна).