Навстречу 60-летию КЭТЗ.
Илья ЗЫРЯНОВ.
Уже шестой раз побывав на Камышловском ЭТЗ, не перестаю удивляться, насколько сложно он устроен. Недаром многие сравнивают завод с целым городом. Чтобы он жил и стабильно выпускал продукцию, необходимо отдельное внутризаводское производство. В этой и последующей публикациях мы расскажем о подразделениях, которые снабжают основные цехи теплом и электроэнергией, изготавливают оснастку, обеспечивают ремонт оборудования и транспортировку грузов по территории.
Начнём с ремонтно-механического участка. Как отмечает главный механик Анатолий Печалин, на ЭТЗ насчитывается около 1000 единиц разнообразного оборудования, есть станки, выпущенные ещё в 1960-е годы. Нагрузка на технику интенсивная, некоторые машины работают круглосуточно, и у каждой есть свой ресурс. Если что-то выходит из строя, на помощь приходят токари, фрезеровщики и электромонтёры РМУ.
– Деталей здесь производят сотни видов: от простейших винтов до шестерней и коленчатых валов, с точнейшим соблюдением размеров, – рассказывает Анатолий Валентинович. – Однажды сломался шатун на 500-тонном прессе. Замену ему изготавливали мастера ремонтно-механического участка из стальной заготовки. Получилось даже лучше, чем чугунный оригинал завода-изготовителя.
В отдельных помещениях участка расположен электроцех, где занимаются ремонтом электрических машин, трансформаторов, двигателей, сварочного оборудования. Один из сотрудников – Евгений Бухвалов – выпускник УПИ, учился по специальности «электромеханика». На заводе он работает более 10 лет и среди прочего ремонтирует сложнейшие станки с числовым программным управлением (ЧПУ).
На ремонтно-механическом участке есть своя преемственность поколений. Ветеран ЭТЗ Анатолий Гридин, единственный специалист по ремонту обмоток и изоляции электродвигателей, сейчас готовит себе замену – обучает молодого электромонтёра Кирилла Гаврилова. На заводе Кирилл работает всего год, но уже имеет пятый разряд.
Несмотря на то что в больших цехах созданы отдельные ремонтные группы, за помощью в РМУ обращаются со всех переделов завода. В числе основных «поставщиков работы» наш гид называет инструментальный участок, куда мы и направляемся. Он также выполняет исключительно внутризаводские задачи, но профиль у него иной – ремонт технологической оснастки.
Здесь восстанавливают и производят новые пресс-формы и штампы для изготовления деталей из пластмасс и металла. Всего их насчитывается около 14000 видов. Чистоту обработки металла здесь измеряют сверхчувствительным прибором – микрометром: от качества оснастки зависит точность изготовления продукции завода.
– На данный момент у нас в работе 100 единиц оснастки, – рассказывает мастер инструментального участка Эльвира Заречнева. – На каждую из них есть от двух до шести дублёров, поэтому производство во время ремонта не простаивает.
Кроме обычных токарных и фрезерных станков, здесь можно увидеть те самые станки с ЧПУ – фрезерно-обрабатывающий центр, а также электроэрозионные проволочно-вырезные станки. Эти умные машины даже самые сложные детали изготавливают за пару-тройку часов, но вот поставить им задачу – дело куда более долгое и не менее трудоёмкое. Оператор станков с ЧПУ Сергей Плотников сначала создаёт на компьютере 3D-модель будущей детали, затем пишет управляющую программу: указывает, какой необходим инструмент, как должны работать фреза, сверло и так далее. Когда всё готово, остаётся скопировать файлы на флешку, загрузить в станок и нажать «пуск». По словам Сергея, раньше он работал на аналогичном производстве в Челябинске и на ЭТЗ пришёл уже подготовленным специалистом.
– Рабочих профессий сейчас очень мало, найти хорошего токаря или фрезеровщика сложно, – подводит итог нашей экскурсии главный технолог Марина Деева. – Наши специалисты – это профессионалы своего дела. Фрезеровщик из третьего цеха, к примеру, не сравнится с фрезеровщиком инструментального участка. У нас здесь творческий индивидуальный подход к каждой детали, нет серийных операций, которые повторяются в течение всего рабочего дня. А ремонт при этом необходимо производить быстро и качественно, чтобы не остановить основное производство.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Коллектив ремонтно-механического участка. Первый слева (сидит) главный механик КЭТЗ Анатолий Печалин занимает эту должность с 1999 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Еще бы,раньше в ГПТУ 16 учили токарному делу,сейчас кто-то посчитал,что для города она не нужна.