Их причина, по мнению заместителя главы города, – в тарифах
Повод для встречи журналистов «Камышловских известий» с заместителем главы города М.М. Пушкарёвым самый что ни на есть актуальный – начало отопительного сезона.
– Михаил Матвеевич, как вступили в отопительный сезон? Какие проблемы возникали?
– В отопительный сезон входим сложно, трудно, проблем много, но основная – экономическая. Это накопившаяся перед поставщиками задолженность за электроэнергию и газ, в том числе и за период 2009-2010 годов. Буквально в течение недели администрации пришлось решать вопрос о выдаче муниципальной гарантии за ТЭРы (тепло- и энергоресурсы) поставщикам. А причина долга в том, что обеспеченность тарифа, утверждённого РЭК (региональной энергетической комиссией), составляет всего 70% от реальных затрат. Попробую объяснить.
Откуда убытки?
Например, стоимость одного киловатт/часа для МУП «ОТП» – 3,80 руб. А зимой энергетики брали с нас по 5,30 за кВт/час. «Свердловэнергосбыт» покупает электроэнергию на рынке, где, как известно, спрос рождает предложения. Чем больше спрос, тем больше цена. Рыночные отношения. Поэтому никого не волнует, какая цена утверждена в тарифе. И разница между той суммой, которую мы должны были заплатить из расчета 3,80 руб. за кВт/час, и той, которую нам предъявили из расчёта 5,30 руб., только за зимний период составила порядка 6 млн. руб. Кто нам компенсирует эти потери?
– А что говорят по этому поводу в правительстве?
– И у председателя правительства, и в министерстве ЖКХ есть понимание этой проблемы. И я надеюсь, что в 2012 году эти вопросы будут решаться, потому что долги возникают у многих муниципалитетов из-за таких вот нестыковок.
С углём ситуация складывается не лучше. Определено нормативное потребление угля при условии, что в котельных стоят типовые котлы с соответствующим КПД. Нормативная потребность угля на отопительный сезон – пять тысяч тонн, а по факту мы расходуем около девяти тысяч. Снова возникает задолженность порядка 15 млн. рублей в год. В РЭКе нам говорят, что мы должны заменить котлы, отремонтировать сети, то есть привести хозяйство в соответствие.
Но это хозяйство нам досталось в конце 2008 года! Давайте посмотрим, что сделано за это время. Отремонтировано или заменено полностью более 2,5 км сетей. Убраны три угольных котельных, нынче планируем убрать четвёртую. Провели большую работу по переводу блочной котельной на газ, и за счёт инвестиционной надбавки проложили 700 метров новой теплотрассы. По сути, мы всё это сделали в условиях катастрофической нехватки средств. Чтобы перевести другие котельные на газ, нужно 30 млн. руб., но на сегодня этих денег в бюджете просто нет. Вот такими темпами мы движемся. Но этого недостаточно, чтобы привести расход угля в соответствие с тем нормативом, который требует от нас РЭК.
Раньше к существующим сетям котельных присоединяли новых потребителей без соответствующего гидравлического расчёта и шайбирования. В итоге в первых домах стояла жара, в последних – холодно. Чтобы обеспечить людей теплом в соответствии с требованиями (18-21 градус), приходилось поднимать температуру на выходе из котельных, что и привело к перерасходу топлива. В этом году заключен договор с фирмой «Карат» (Екатеринбург) по гидравлическому расчёту тепловых сетей. После проведения расчёта будет произведено шайбирование, то есть регулировка подачи тепла на каждый дом.
В 2009-2010 годах в тарифе зарплата рабочих была заложена 6000 рублей, а на деле она составляла около 9000 рублей. Эти убытки, естественно, тоже никто не компенсирует.
Неправильный тариф?
– Каков же выход из ситуации?
– В нынешнее время всё решает экономика, и если предприятие планово-убыточное (а при нынешнем тарифе ОТП и является таковым), оно и дальше будет работать с долгами. Ориентировочно убытки на конец отопительного сезона составят порядка 35 млн. руб. А это будет сказываться и на качестве предоставляемых услуг, и на своевременности ремонтов, и на зарплатах, и на налогах. Когда мы подсчитали фактические затраты, тариф должен быть не 1467 рублей за гигакалорию, а 2100. Вопрос мы неоднократно поднимали на городской Думе. Естественно, многие депутаты выступают против повышения, считая, что население не сможет оплатить услугу.
Наша задача заключается в том, чтобы доказать в РЭКе, что фактический тариф должен быть 2100 рублей. Конечно, РЭК не утвердит эту цифру, но у нас хотя бы появится возможность получить разницу, как выпадающие доходы. Муниципалитет должен беспокоиться, чтобы тарифы были экономически обоснованными, а государство – заботиться, чтобы это не легло на плечи людей, и они получали субсидии.
Вообще, чтобы рост тарифов не ощущался, люди должны оформлять субсидии. Хотя государство сдерживает его, всё-таки не нужно бояться этого роста. Не будет его – система ЖКХ начнёт давать сбои, предприятия вообще не смогут работать. Ведь фактические затраты больше, чем тариф, и это основная причина, по которой мы не можем вовремя рассчитаться с налогами, за газ и т.д. Поэтому администрация и вынуждена была вынести вопрос о выдаче муниципальной гарантии на заседание Думы. И такая ситуация сложилась во многих муниципальных образованиях Свердловской области.
– А каковы тарифы в соседних городах?
– Сравнивать некорректно, и нет смысла. Во всех городах условия разные. Это техническое состояние котельных, протяжённость и состояние сетей, наличие горячего водоснабжения, и даже культура поведения жильцов, потребляющих тепло. Где-то экономят тепло, установив приборы учёта и утепляя двери и окна в подъездах. А где-то установленные двери в подъездах ломают через двое суток, как, например, в домах № 29 по улице Советской и № 56 по ул. Ирбитской.
Куда уходят деньги?
– Михаил Матвеевич, давайте проследим путь денег, собранных с жильцов.
– В месяц населению предъявляются счета за жилищно-коммунальные услуги на сумму около 13 млн. руб., собирается порядка 95%. Два месяца назад областное правительство учредило РИЦ (региональный информационный центр) для того, чтобы все денежные потоки стали более прозрачными. Раньше средства поступали в управляющую компанию, теперь – в РИЦ. Оттуда они распределяются между теми, кто оказывает услуги теплоснабжения: ОТП, УИЗ, ПЛ-16, КЭЧ (госпиталь), железная дорога, Камышловский техникум и т.д. «Гидросиле» и «КамГорсетям» – за водоснабжение и водоотведение, «Азуриту» и «КамОЭкС» – за вывоз и утилизацию ТБО. За содержание жилья, текущий и капитальный ремонты, услуги дворников и уборщиц – пяти обслуживающим организациям пропорционально площади, которую они обслуживают и согласно объёму выполненных работ. Из этих денег, кстати, оплачиваются и штрафы надзорных органов. На сегодняшний день задолженность населения составляет более 20 млн. рублей. Это деньги, которые потребители не заплатили за оказанные услуги, которые наши предприятия могли бы направить на развитие, ремонты и зарплату сотрудников.
Пуск тепла
– Почему в августе не делаются опрессовки?
– Опрессовки были проведены в конце отопительного сезона, в мае. Перед началом нынешнего провести их не было возможности. Основная причина – долги, которые возникли за электроэнергию. Перед отопительным сезоном мы собрали руководителей обслуживающих организаций, управляющей компании, разработали графики включения. Начали даже развешивать объявления, но…
Во многих котельных свои насосы, свои скважины, чтобы их запустить, нужно электричество. Когда стали включать котельные, сотрудники «Свердловэнергосбыт» провели рейд и опломбировали счётчики. Договориться с энергетиками не удалось, пришлось ехать к их руководству, чтобы утрясти все вопросы с долгами. В итоге – потеря времени, все графики сбились.
Когда запустили котельные, произошло несколько порывов. По Молодогвардейской, Вокзальной, Энгельса, Северной, К. Либкнехта, Пушкина-Дзержинского. Все они устранены. Велись также работы по устранению других недостатков. Сейчас бригады работают в многоквартирных домах по отдельным стоякам и радиаторам отопления.
В те дни, когда было много порывов, для устранения аварийных ситуаций подключались специалисты других организаций. Это бригады сварщиков ОАО «Уральские газовые сети», ООО «Азурит», ИП Просветов, ООО «КамЖилСервис», ООО «Гидросила». Хочу поблагодарить их и руководителей предприятий за понимание и оказанную помощь.
Хоть и непросто пришлось, но на все объекты соцкультбыта и в жилые дома тепло уже подано.
– Спасибо за беседу.
Встречу вела Людмила ЧИРКОВА.
Подготовил к печати Сергей ОЗОРНИН.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Определено нормативное потребление угля при условии, что в котельных стоят типовые котлы с соответствующим КПД. Нормативная потребность угля на отопительный сезон – пять тысяч тонн, а по факту мы расходуем около девяти тысяч.
Интересно, у нас в котельных не типовые котлы поставили, самодельные что ли? До ОТП хватало угля, «наверное тоже воровали», а сейчас жгут в 2 раза больше.
Я никогда не задумывалась об этом в частном доме.
Здесь вариантов кроме воровства угля ещё много, недовоз, некачественный уголь, неисправные теплотрассы, потери тепла, утечки.
Ну да! Всё ветшает, а денег чаще всего дают только на уголь и зарплату работникам и то по самому минимуму (у ОТП большие задолженности по зарплате и вообще контора, со слов работников в глубокой…).
Что бы предложили вы Александра, какой выход из ситуации, будь вы у власти.
Слышал от чиновников, что действительно во многих котельных котлы самодельные (нетиповые), как это ни смешно. А ещё всегда удивляет, что все они говорят, мол, наружные теплотрассы проверены. А идёшь по городу и видишь — во многих местах изоваты нет, трубы торчат голые. Вот тебе и потери тепла, особенно, когда мороз под 30.
Наглядный пример: хожу раз в неделю возле ж/д общаги по Комсомольской, со двора (где был Трансбанк) в здание идут трубы теплотрассы, на текущий момент полуголые.
У всех на виду, в том числе и жильцов, почему молчат, ждут холодов, когда начнут замерзать?
Было время, всем хозяйством этим жил и гонял по углам алкашей, да простят меня читатели, Алфёров М.И. Хотя мы и не очень любим оглядываться, даже на хорошее. Жизнь ушла далеко вперед, а проблемы – старые.
Много ли нас?
Всего 247 авторов комментариев. Кто-то пишет часто, а кто-то раз в году. Хорошо живем, значит, есть у нас почти четверть тысячи персональных компьютеров для связи с редакцией, с миром, можем технику приобретать, с людьми общаться. Осталось научиться под ноги смотреть и работать на совесть.
Контроль за коммунальными службами, денежными средствами.
Не за коммунальными службами нужен контроль, а за администрацией! Долги от населения — семечки , по сравнению с долгами администрации ресурсоснабжающим организациям!
в маленьком доме и порядку больше
Не всё так просто, как вы говорите. Сотовый телефон, ПК — в наше время не показатели материальной состоятельности людей!