Как всегда, в конце августа педагоги собираются на свое большое совещание, чтобы обсудить проблемы. Как перед стартом: оглянуться, подытожить — и вперед!
Сегодня мы расскажем, как прошел августовский педсовет в городе.
Именно эту проблему обсуждали педагоги на заседании одной из творческих групп. Следует отметить, что городской отдел образования нынче постарался, и не совсем обычно построил работу своего большого педсовета. Сначала все участники собрались в школе № 6 и разошлись для работы по секциям. В каждой обсуждалась своя тема. А затем, уже на пленарном заседании в Доме творчества, учителя, собравшись вместе, подвели итог секционных занятий. Каждая группа привнесла что-то свое.
Автору этих строк довелось работать в группе, где обсуждалась деятельность образовательных учреждений в открытом формате.
Итак, что же такое открытая школа и должна ли она быть таковой? Все согласились — должна. И сразу возник встречный вопрос: а разве сейчас она закрыта? Вроде бы и нет, педагоги сотрудничают и с родителями, и с общественностью, и с ОВД. Словосочетание «социальное партнерство» давно и прочно вошло в наш обиход.
Однако, оказывается, проблема открытости-закрытости есть. И тема оказалась очень широкоохватной. Конечно, обсуждение шло в основном вокруг вертикали «семья-школа».
О.И. Утева, председатель горкома профсоюза педагогических работников, недаром вспомнила вот какой пример: все чаще родители задают вопрос, почему в городе нет круглосуточного детского сада. Вот так. Удобно: родили, на круглые сутки отдали ребенка — воспитывайте… А на выходной мы возьмем. Как игрушку. Очень тревожный симптом.
Тут же к разговору подключилась Т.Д. Белоногова. Как у нас не будет детей, отвергнутых школой, если есть подобные родители? Школа должна повернуться лицом к ним, работать с проблемными мамами. Каким образом? И стоит ли? Может, проще сразу забирать детей из таких семей?
Заслуживает внимания мнение зав. отделом культуры И.А. Шваб, которая сказала, что в школе дети изначально не воспитываются как будущие родители. И здесь проект «открытая школа» может сыграть значительную роль. Но у нас нет единого планирования в городе. Ребенок загружен до предела, участвуя в различных мероприятиях. Если мы говорим о создании новой школы, то она должна иметь единый образовательный стандарт.
Когда дошли до обсуждения мероприятий, волей-неволей вспомнили времена, когда школа была открыта до 10-11 часов вечера. Возможно ли это сегодня? Но здесь всплывают проблемы охраны, режима работы, нехватки кадров, загруженности учителей и т.д. И заговорили о возможности поворота открытости школы в коммерческое русло.
А почему бы и нет? Времена изменились.
Мы говорим о возможностях школы. А хорошо ли там ребенку? Еще один поворот разговора. Куда он может обратиться, если его не понимают дома? В городе просто необходим кабинет независимого психолога, телефон доверия, место, где бы «после школы не пахло школой». Это будет востребовано!
Венцом занятий стал разбор конкретных ситуаций по принципу деловой игры. Участники разбились на несколько групп. Одни вырабатывали алгоритм действий при ситуации, когда опекаемый перестал посещать уроки. Вторые обсуждали проблему частых сборов денег в школе. Третьи отвечали на вопрос: что делать с ранней беременностью? Кстати, последняя ситуация, к сожалению, все чаще встречается среди 14-16-летних. И как поступить правильно? К кому обращаться учителю с этой новостью в первую очередь? Разговаривать с ребенком? Идти к родителям? В милицию? Вот какие порой непростые вопросы ставит жизнь.
И педагогу нужно уметь разбираться во всем, быть сильным и справедливым, понимающим и терпеливым. Одним словом — Учителем. Именно так, с большой буквы.
И пусть современная школа ставит новые задачи. Но по большому счету она решает задачу одну, и вовсе не новую, но самую важную: воспитывает гражданина. Но решать ее легче вместе: и семье, и школе. Будем об этом помнить.
Ждем ваших откликов по поднятым проблемам в редакции (телефон 2-04-84) и отделе образования (2-08-76).
Людмила ЧИРКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»