Росреестр информирует
Правительством страны утверждена «дорожная карта» по повышению качества услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости. Ставится амбициозная цель: добиться, чтобы к 2018 году Россия вошла в пятерку стран с лучшей системой оформления имущества.
«Дорожная карта» по повышению качества услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости — это развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета на долгосрочную перспективу. Перед Росреестром ставится немало задач: сократить время предоставления услуг и число процедур, необходимых для их получения, увеличить количество электронных сервисов, повысить ответственность регистраторов, а также разработать механизм возмещения ущерба в случае утраты собственности.
Срок государственной регистрации прав и кадастрового учета к 2015 году должен сократиться с 20 до 10 дней, а затем до семи и пяти соответственно к 2018 году. Период ожидания в очереди в наших офисах уменьшится к 2015 году с 60 до 15 минут, а к 2018 году — до 10 минут. По предварительной записи — с 20 до пяти минут, а затем до минуты. Доля электронных услуг ведомства вырастет за два года с 5 до 50%, за пять лет — до 70%.
В итоге регионы должны получить колоссальный экономический эффект за счет повышения качества управления недвижимым имуществом, прежде всего земельным. Кроме того, бизнесу и обычным гражданам будет намного проще распоряжаться собственностью.
Для выполнения всех мероприятий, заложенных в «дорожной карте», необходимо деятельное участие других госорганов, региональных и муниципальных властей.
Так, часть своих полномочий Росреестр разделит с многофункциональными центрами по предоставлению госуслуг (МФЦ). К 2015 году в них должно предоставляться до 70% услуг по регистрации собственности и кадастровому учету, а к 2018 году — до 90%. Работа над созданием МФЦ должна вестись усиленными темпами, Росреестр, со своей стороны, должен помогать им. Ведь чем больше МФЦ, тем легче гражданам общаться с госорганами. Они могут получить все необходимые услуги в одном месте, не обивая пороги разных ведомств.
Вместе с тем, должно быть налажено электронное межведомственное взаимодействие между государственными органами, чтобы они могли самостоятельно передавать друг другу необходимые документы. Граждане не должны собирать справки по многочисленным учреждениям.
Сам Росреестр планирует перевести подавляющее число своих услуг в электронный вид. Например, в этом году будет открыт гражданам доступ к федеральному информационному ресурсу, содержащему сведения из единого реестра прав. С его помощью каждый желающий сможет проверить историю недвижимости, например, перед покупкой квартиры. Кроме того, собственники смогут получать СМС-уведомления в случае, если с их недвижимостью будут производиться какие-либо действия, в том числе мошеннические операции.
Одновременно с этим будет повышаться качество и достоверность информации, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Государственном кадастре недвижимости. Это позволит существенно снизить риски при оформлении недвижимости.
В первом квартале 2013 года у Росреестра должны появиться четкие регламенты по регистрации прав, постановке на кадастровый учет и предоставлению сведений из реестра прав. В них будет четко указано, как и в какие сроки должны предоставляться услуги.
Проект очень сложный. Но поставленные задачи возможно решить, если будет налажено сотрудничество государственных органов с региональными и муниципальными властями. И чем раньше это будет сделано, тем лучше. Иного пути нет. На федеральном уровне будет создана комиссия, которая станет контролировать реализацию «дорожной карты». Мало того, проект будет находиться под постоянным общественным наблюдением.
Татьяна ЮЖАКОВА, начальник Камышловского отдела Росреестра.
© Редакция газеты «Камышловские известия»