Сергей ОЗОРНИН
С этого учебного года в российских школах введена новая должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С появлением таких специалистов школьная жизнь стала ещё насыщенней и интереснее, чем раньше, а у детей появился новый надёжный старший товарищ.
Знакомьтесь: советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 7 Елизавета Борноволокова. По мнению многих педагогов и учащихся школы, именно таким старшим другом и товарищем она и является для ребят. И это несмотря на то, что её трудовой стаж в организации ещё совсем небольшой.
– Я пришла сюда работать пять лет назад, когда школа готовилась к своему 80-летнему юбилею. А сегодня школа готовится уже к 85-летию. Поэтому у меня самой первый юбилей профессиональной деятельности, – улыбается Елизавета Николаевна. – Окончила педагогический университет по специальности педагог-психолог. Но даже мысли не было идти работать в образование. Случайно как-то всё получилось. В Центре занятости мне сказали, что в школу № 7 требуется «педагог-психолог». Пришла, директор Роза Раесовна Соколова со мной побеседовала. Конечно, страшно было очень… Но после многие мне говорили, что случайности не случайны. И я нисколько не пожалела. Я люблю своё дело, то чем занимаюсь.
Почему же именно Елизавета Борноволокова 1 сентября переступила порог школы в новой роли – советника директора? Вот что говорит заместитель директора школы № 7 Наталья Светлакова: «В 2022 году Елизавета Николаевна стала победителем Всероссийского проекта «Навигаторы детства 2.0» и вошла в кадровый резерв на должность советника. Она имеет богатый результативный опыт работы с детскими и родительскими объединениями. Имеет устойчивые лидерские качества. Идейная, креативная, целеустремлённая и ответственная. Кроме того, она по образованию педагог-психолог, это помогает ей установить контакт и правильно выстроить отношения с детьми и родителями».
Елизавета Николаевна рассказывает, что в 2022-2023 учебном году в российских школах открылись Центры детских инициатив, это, можно сказать, и есть рабочее место советника директора. Здесь школьники собираются, обсуждают, как прошла неделя, строят планы на будущее.
– С этого учебного года многое изменилось. Появились «классные встречи», «разговоры о важном», торжественное поднятие государственного флага и исполнение гимна России. По понедельникам мы все собираемся в фойе школы на общешкольную линейку. Затем все расходятся по классам на «разговоры о важном». После этого я беру интервью у ребят, чтобы сделать видеоотзыв, как прошли беседы, что они узнали, – делится советник директора.
По словам Елизаветы Николаевны, советник курирует много направлений: деятельность ученического актива, детского самоуправления, отряда юных инспекторов движения, дружины юных пожарных, школьных медиа, РДШ (российское движение школьников), а нынче уже РДДМ (российской движение детей и молодёжи), а всё это сегодня входит в Центр детских инициатив. Она всегда старается помогать в чём-то руководителям отрядов.
В школе усиливается воспитательная составляющая. Стали больше вести работу с родителями, выпускниками, объединили всех субъектов образовательного процесса. Первоклассники в этом году участвуют в направлении РДДМ «Орлята России», подобном октябрятскому движению.
– Самое масштабное, что появилось, – говорит Елизавета Борноволокова, – это дни единых действий. Во ВКонтакте мы публикуем информацию о мероприятиях, каких-то памятных датах, всё это проходит в рамках дней единых действий. Родители хорошо нам помогают, снимают видеоролики с детьми.
Мы стараемся вовлечь в деятельность всех ребят, работаем как с активистами, так и с группами риска. Ведём и профориентационную работу, ходим на экскурсии.
Одно из основных направлений – патриотическое воспитание. В конкурсе «Ученик года» наша Варвара Бессонова участвовала в номинации «Патриот года». Она командир отряда заставы Красных Партизан, разносторонняя личность, патриот, относится со всей душой к тому, чем занимается. Бессменный руководитель этого отряда Анастасия Николаевна Шумкова, ездит с ребятами на всевозможные игры, завоёвывают призовые места. Краеведение у нас очень развито, школьный музей тоже занимает призовые места в конкурсах.
– У советников городских школ есть муниципальный куратор – Елена Петровна Ильиных. Она нам во всём помогает, координирует действия, доводит необходимую информацию. И мы ей благодарны за это, – делится Елизавета Николаевна.
– Ну а чем советник отличается, к примеру, от завуча?
– Завуч – это больше административная работа, а советник директора больше работает с детьми, школьными активами. Это такой друг детей, который помогает что-то реализовать, воплотить в жизнь какую-то идею или проект.
– Чем отличается советник Елизавета Борноволокова от советников в других школах?
– Организацией «классных встреч», например, думаю, они у нас отличаются от других. Нашими гостями были медиаперсоны: вы и Алла Мишенькина, а также творческие личности – музыкант, автор и исполнитель, выпускник нашей школы Рустам Бауров, кавээнщик Сергей Королёв, покоривший со своей командой «Мадам Тюссо» не только Свердловскую юниор-лигу КВН, но и российскую.
Группами в социальных сетях, на мой взгляд, выделяемся. Я их вела с самого начала и по сей день. Работа в соцсетях у нас изначально хорошо налажена, мы одни из первых в ритме РДШ и РДДМ стали монтировать видеоролики, даже проводили мастер-классы для других образовательных организаций. А вообще в каждой школе есть что-то своё, особенное.
– Вот порой пожилые люди сетуют, что поколение сейчас плохое растёт…
– Нет, оно не плохое, оно другое. Дети хорошие. Мы все отличаемся друг от друга, это нормально. Активных детей становится больше. Может, мне в чём-то и психология помогает. Взять хотя бы детей из группы риска, у них есть какие-то страхи, и их нужно смотивировать. Да, сложно, но в конечном итоге они принимают участие, не отказываются. Здесь развивается множество навыков, и коммуникативных, и эмоциональных. Даже снять первый видеоролик для многих психологически страшно. И знаете, видеоролики ещё полезны тем, что можно по годам сравнить, как раскрывается ребёнок. И рост будет виден колоссальный. Допустим, два года назад ребёнок боялся вымолвить слово, стеснялся. А сегодня он говорит уверенно, без бумажки, самостоятельно. Ведь участвуя в мероприятиях, дети учатся правильно выражать мысли, выступать на публике…
Замечательные дети. Они растут, развиваются. Знаете, когда начинала работать, думала, что это я их мотивирую, вдохновляю. А сейчас я бы сказала, что наоборот. Ребята нам дают мотивацию! Бывает, придумывают, выдают какую-то идею круче, чем учителя. Раньше сценарий мероприятия разрабатывал педагог, сам организовывал, сам выступал. Сейчас больше идеи детей. Конечно, мы контролируем, направляем, но ребята сами проводят.
Вот такая она, Елизавета Борноволокова, друг, соратник, вдохновитель и ненавязчивый, тонкий наставник школьников. Это можно понять и из ответа на мой вопрос активистки школы № 7 Варвары Бессоновой.
«Елизавета Николаевна – незаменимый педагог в нашей школе. От неё всегда можно получить поддержку в виде ободряющих слов, нахождение на одной волне и чувство комфорта рядом с этим человеком. Всё это заставляет уважать её. Многим Елизавета Николаевна нравится, ведь она всегда полна энергии и позитива, которыми можно зарядиться от неё. В трудных ситуациях готова помочь ребятам, что-то подсказать».
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 7 Елизавета Борноволокова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»