Как возвращение в родные пенаты круто изменило жизнь.
К встрече с Константином Кравченко я готовилась традиционно. Не учла одного – он человек искусства. Попытка взять беседу в свои руки была нейтрализована «перехватом» инициативы. Я была обезоружена умением собеседника снимать с языка вопросы, которые были в заготовке.
Сначала было хобби
– Мне не хочется углубляться в рассказ, когда родился, где учился. Скажу: в 19-20 лет ничто не предвещало, что я буду работать в сфере культуры. Если бы кто-то сказал, что буду на детском празднике играть кота, я бы очень удивился.
После армии служил по контракту в ВДВ. В 2010-м заскучал по дому, вернулся. Думал, что Камышлов – промежуточный этап, следующий – Екатеринбург. Но задержался: работал старшим менеджером в одном из крупных магазинов.
Его величество случай круто изменил жизнь. В «Чемодане» (любительское театральное объединение при ЦКиД) было мало мужчин, коллегу пригласили поучаствовать. И меня за компанию – сыграть эпизодическую роль. Сыграли. Он ушёл, а я остался.
Сначала это было как хобби. Время от времени мне звонили или Марина Николаевна Канева (директор ЦКиД), или Евгения Александровна Кочнева (художественный руководитель): «Константин, поможешь?» – «Конечно, помогу». Вёл Масленицу, первомайские парады, День Победы, плюс играл в спектаклях, участвовал в детских праздниках. Затянуло меня. А потом: «Хватит уже наездом у нас быть, давай на постоянку», – сказала Марина Николаевна.
Чтобы всё светило, играло
– Сейчас я художник по свету. Такой должности нет, официально называется осветитель. Вся техническая сторона моя. Чтобы всё светило, всё горело: спецэффекты, видео. Если раньше я был на сцене, то сейчас больше работаю за ней. Скажу честно: мне это даже больше нравится. Это чувство, что и благодаря тебе действо на сцене происходит, очень бодрит и на новые эксперименты направляет.
Учился. Окончил курсы по светотехнике, музыке, но больший процент – самообучение. На курсы приезжают мэтры из Москвы, Санкт-Петербурга и начинают рассказывать, как правильно освещать стадионы, как при бюджете в пару миллионов рублей они устроили световое шоу. Это интересно, но где смогу применить? Потом я возвращаюсь сюда к шести прожекторам и пяти лампочкам и начинаю экспериментировать. На форумах что-то нахожу. Обучение даёт общие принципы, например, построение световой картины. Но когда сталкиваешься с реальностью, всё равно приходится доходить до всего самому, лепить из того, что есть. Когда на сцене совмещаются устройство, которое отвечает последним новинкам техники, и прожектор 70-х годов – приходится выкручиваться.
Актёрство – моя отдушина
– Константин, а «Чемодан» забросили?
– «Чемодан» я никогда не брошу. Актёрство – это отдушина. На прежней работе меня часто не понимали, даже возникали конфликты: «Вот ты опять куда-то бежишь. Ну зачем тебе на сцене прыгать? Столько времени уходит, столько сил». Я говорю: «Ребята, вы просто не знаете, что это такое». Месяц непростых репетиций, но когда ты выходишь на сцену, и на тебя смотрят люди, понимаешь, что они видят твою игру. Понимаешь, что ты что-то донёс до них. Это стоит затрат времени, нервов.
– Трудно играть в постановках? Есть ли любимая роль?
– Самая первая моя работа в зарисовках по Зощенко. Было сложно. Театральщина полезла. Мне стали объяснять, что надо всё пережить, пропустить через себя. Не просто воспроизвести заученный текст, а чтобы человек, видя тебя с последнего ряда, толком не расслышав, понял по невербалике твои чувства. И в первом спектакле было сложно это понять. А непонимание вызывает раздражение. Возникала мысль: может, всё бросить? Я через это перешагнул, переборол, понял, что Евгения Александровна так говорит, потому что так и должно быть. Я потом видел работы других самодеятельных коллективов и отмечал, что мы стараемся приблизиться к настоящему искусству. И меня за это гордость берёт.
А чтобы сказать, что есть любимые роли… Каждая роль, которую я начинаю репетировать, мне нравится. Любимой нет, наверное, она ещё впереди.
– У вас определённое амплуа или режиссёр даёт возможность в разных характерах проверить актёрские силы?
– Я был и Федотом-стрельцом – комедийным персонажем, и героем-любовником, и простачком (в рассказах по Чехову), грабителем в первом спектакле и балагуром – в последней постановке. И это хорошо, а то было бы скучно.
Весь в новом проекте
– Мы без дела не сидим. С коллегой звукорежиссёром Алексеем Фёдоровичем Могутиным создаём, да почти уже создали, студию звукозаписи. Есть музыкальные инструменты, подготовили помещение. Оборудована кабинка для вокала. Тестировали помещение месяц, использовали несколько вариантов. Потолки снимали, прокладывали звукоизолирующим материалом. Молодые ребята смогут прийти, заниматься на музыкальных инструментах, записаться. Уже помогаем нашим рэп-коллективам. Если что-то не получается, обращаемся за помощью к профессионалам. Если у кого-то проснулось желание писать музыку, «сводить» треки, самому петь, – пожалуйста, приходите! Мы готовы помочь. Я весь в этом проекте.
– Это автономный проект? К вам могут обращаться только профессионалы?
– Мы работаем при ЦКиД. Пока записываются любительские коллективы, отдельные исполнители. Раньше им приходилось ездить в Сухой Лог. Совсем недавно невеста записала песню будущему мужу, сделает оригинальный подарок на свадьбу. В первую очередь наша студия для досуга, для души, чтобы скрасить серые будни всем, кто желает.
Нередко слышу от людей: «Да вы ерундой тут занимаетесь!» Культуру почему-то понимают только как посещение оперы, балета, драмтеатра. А пришёл, например, на Масленицу, увидел красивое шоу – получил эстетическое удовольствие, душевную радость. А то, что мы репетировали два месяца – никто не должен знать. Каждый занимается своим делом!
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото. Андрея Зайкова.
На фото. В студии звукозаписи Константин Кравченко тестирует качество звука.
© Редакция газеты «Камышловские известия»