Литературный четверг
Заяц был весь серый, и только спина и уши, точно загорев под лучами весеннего солнышка, были рыжеватыми. Он лежал на боку, вытянув лапы, под корягой на дне оврага, уткнувшись носом в прошлогоднюю листву, блаженно потягиваясь и с шумом вдыхая её прелый аромат.
«Боже мой, как хорошо, – думал он, щурясь на солнце, – вот уже и весна. Ни тебе снега, ни морозов. А какие вкусные молоденькие листочки медуницы… До чего же хорошо весной утром в лесу». И от этих мыслей у него приятно щемило сердце, и ощущение было такое, будто где-то внутри копошатся, порхают тысячи бабочек.
А солнце с каждой минутой поднималось всё выше и выше, ласкало своими лучами первые нежные зелёные листочки на деревьях, скользило по стальной глади озера, заглядывало во все, даже самые потаённые уголки леса, наполняя его голосами вернувшихся птиц. И вот уже совсем скоро всё вокруг ожило, запело, зажужжало.
Заяц задремал, и снилось ему уже ржаное поле, и склонившиеся над ним золотые колосья, и голубые васильки. Но вдруг его сон прервало весёлое звонкое щебетание. Прямо над его головой с ветки на ветку перепархивали две маленькие птички.
– Чи-чи-чи! Как я вас рада видеть, даррагая моя! Чи-чи-чи! – заливалась серенькая хохлатая птичка. – Когда вы вернулись? Ну расскажите же, где вы зимовали? Я слышала, вы отдыхали на море! Чи-чи-чи! Это далеко? Какое оно – море?
– Фьють! – присвистнула её собеседница, пёстренькая пташка с тёмными щёчками. – Море – оно огромно, куда ни посмотришь, везде вода. Берега не видно!
Заяц поднял уши и приоткрыл глаза. Этот разговор занимал его всё больше и больше.
– Даррагая моя, разве так бывает, чи-чи-чтобы ни одного берега не было видно?
– Конечно, бывает. Да наше озеро по сравнению с ним просто лужа! Море – оно такое огромное и такое разное. Оно бывает серым, синим… Иногда даже чёрным, когда шторм и волны поднимаются к небу, закрывая собой молнии, а потом оттуда обрушиваются на берег, сокрушая всё на своём пути. Но зато как прелестны тихие солнечные деньки! Тогда море спокойно и волны белыми пенными барашками выбегают на берег. – Ах, как я вам завидую, как я вам завидую! Чи-чи-чи-чи! А мы-то зимуем здесь и ничи-чи-чи-чего, кроме снега, не видим….
Они удалились, и их голоса вскоре слились с общей симфонией пробуждающегося леса.
Заяц зевнул, встряхнулся и, озираясь по сторонам, направился в сторону озера. Солнце уже почти встало, когда Заяц добрался до места. Он приподнялся на задние лапы и выглянул из-за пожелтевших прошлогодних кустов рогоза и осоки. Ровная водная гладь походила на большое зеркало и почти не шелохнулась. Лишь небольшие ровные круги плавно расходились вокруг двух уток, которые что-то ловили, время от времени опуская под воду головы. Другой берег казался узкой зелёной полоской у горизонта… Но он был виден, и Заяц знал, что если бежать быстро вдоль берега в одну сторону и останавливаться лишь пару раз, чтобы передохнуть, то вечером, когда на небе начинают зажигаться первые звёзды, можно оказаться на противоположном берегу.
«Как же так, – думал он, – ни одного берега не видно? И волны барашками… Разве так бывает? А как же другой берег? Как же обходить это море, если захочется поглодать осинки на другой стороне?» Заяц просидел на берегу весь день до вечера, прячась в прибрежных ивняках, думая о море.
Прошла весна, и наступило лето. Он щипал цветки клевера и резвился целыми днями на ржаном поле за лесом с соплеменниками. Заяц больше не ходил к озеру и, казалось, совсем забыл и о птичьем разговоре, и о море.
Пряное жаркое лето сменила тёплая дождливая осень, позолотившая на деревьях листья. Птицы засобирались в тёплые края. В лесу стало тихо, всё замерло.
Зима неожиданно ворвалась в заячий лес на крыльях северного ветра и сразу завьюжила, закружила, посыпала снегом. Лес опустел, не слышны стали птичьи голоса, лишь изредка вороны сипло каркали в высоких кронах деревьев. Заяц за лето нагулял жирок, вылинял и сейчас был белоснежным, и лишь только чёрные кончики ушей да чёрный нос могли выдать его на снегу. Днём он барахтался в сугробах с другими зайцами, обгладывал кору молодых осинок на берегу озера, путал следы яркими солнечными днями, убегая от Лисицы. Но когда приходила ночь, прижавшись тёплым брюхом к подтаявшему снегу и закрыв глаза, грезил он о море и не слышал ни жалобного воя вьюги, ни стона старой лохматой ели, укрывавшей его от непогоды и ночных страхов.
И виделось Зайцу бескрайнее синее море до самого горизонта. Над ним кружатся какие-то неведомые маленькие птички, очень похожие на тех двух товарок, которых подслушал он ранним весенним утром. Вода в море прозрачная, и до самого дна видны странные цветные пучеглазые рыбы с пёстрыми плавниками-крыльями. А на небе ни облачка, и солнечные лучи, разбиваясь о лазурные воды, рассыпаются по волнам бесчисленными солнечными зайчиками.
Крепко спит Заяц, уткнувшись носом в лапки, сладко вздыхает.
И вот уже видит он себя на песчаном берегу у самой кромки воды. Лёгкий тёплый ветерок, шутя, перебирает шерстинки его заячьей белой шубки, и прямо навстречу ему выбегают дружно на берег белые барашки-волны.
Не хочется Зайцу просыпаться, убаюкала его вьюга, и лишь сквозь сон тяжело вздыхает: «Ах, если бы зайцы могли летать… Если бы у зайцев были крылья…»
Лидия НИФОНТОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»
А если б у людей были крылья?Общественный транспорт был бы не нужен,все бы так летали на работу.
Здравствуйте!
Чистой воды -Антропоморфизм — очеловечивание природы! Но о чем здесь говорится? О человеческой жизни глазами и умом зайца. Вроде бы ничего особенного. Но рассказано так красиво и звучно, что нельзя не залюбоваться. Маленькое художественные произведение, доставившее мне радость бытия и красоты окружающего мира.
А зайцев и зайчат в природе доводилось встречать. В Тугулымском пионерском лагере два зайчонка были найдены в траве у территории пионерлагеря.
Значит Аватар вас не смущает, Человек-паук, Лунтик, а заяц с крыльями ввёл в ступор.
Кстати,о животных.Где там защитники брошенных собак и кошек?Приехал зоопарк возле Автомира,а там тигры африканские,которым в -20 не жарко,думаю.Что ж вы молчите,действуйте.
Да, да! Жесть!
Умиральня, а не зоопарк.
@ Николай:
Я конечно извиняюсь, но тигров в Африке нет, разве что в зоопарках.
@ Ded:
Сути не меняет.
@ Николай:
думаю, тиграм и летом не особо комфортно в таких условиях содержания жить.
А защитников полно, только они больше цирки бомбят лжеобвинениями. Хотя любой цирковой бережет свою зверУшку. Самолично видела как их там содержат и чем кормят.. Любой зоопарковский тигр позавидует.
А вообще вся возня «о высоком» и т.п. идет не от благих намерений, а тупо рулит пиар, антипиар и бабло.ИМХО
@ Николай:
Так кто там, всё-таки, реально замерзал? Тигры в уссурийской тайге при -40 живут.
@ Ded:
Я туда не ходил и не пойду смотреть на ободранных,тощих животных,с грустью в глазах.Просто проходя мимо слышал рёв,может тигриный,может львиный,я не спец.
Здравствуйте,Николай:что-то всех потянуло от русской на африканскую природу. Уссурийский тигр — самый крупный из тигров на Земле, обычно обитает в южных районах Приморского, Хабаровского краёв и Амурской области, где 40 градусных морозов не бывает, но с учётом ветра иногда ветро-холодовой индекс достигает -60 градусов -плохой климат, я к нему за 35 лет жизни на Дальнем Востоке так и не привык. Тигр питается свежим мясом диких животных, когда из-за природных катаклизмов их численность резко сокращается, к примеру, дождя в конце февраля 2014 года,когда образовался ледяной наст и погибло много копытных животных, переключается таскать собак из сёл. В зоосаде им. Сысоева видел у упитанного тигра на брюхе изрядный слой жира, спасающий его в зимний период времени.Я тоже никогда не ходил в передвижной зоопарк — его владельцы ни себя , ни зверей не жалеют…В Хабаровск такой зоопарк ежегодно приезжает осенью и убывает в начале зимы.
@ Sergey49:
«Последним пристанищем уссурийских тигров остались лесные дебри в бассейнах дальневосточных рек Уссури и Амур, а также таежное пограничье Китая и Северной Кореи. Тамошние предгорные леса 4-5 месяцев в году укрыты глубокими снегами а зимой морозы до 40°С не редкость.» Вот вам цитата, да я и без цитат на своей шкуре испытал морозы -40 в Хабаровском крае. Три зимы там на свежем воздухе провёл. Согласен, что там не каждая зима такая, но даже одну на всю жизнь запоминаешь. В горах Сихоте-Алиня морозы пожестче стоят, чем в долине Амура, а тигры там, а не в Хабаровске.
Здравствуйте,@ Ded:я ведь уже 35 лет живу в Хабаровске, интересуюсь природным миром, естественно погодой. Сегодня у нас с утра -25 градусов, ветер -9м/сек, то есть жёсткость погоды, или ветро-холодовой индекс составляет -40 градусов, а расположение города — на одной широте с Днепропетровском. На реке Уссури в Приморском крае расположен курорт Шмаковка, течёт она через район Лазо Хабаровского края и у Хабаровска впадает в Амур. Тигры ежегодно мигрируют и летом переплывают Амур в пригороде Хабаровске, а территория их проживания -это район Лазо -южный район края. Бывает, отдельные тигры появляются около Комсомольска-на- Амуре. Тигр- зверь, заслуживающий уважения, и к нему приковано внимание всех средств массовой информации,учёных, охотников и охотоведов, поэтому известен ареал их обитания. Писатель и охотовед Кучеренко Сергей Петрович написал две интересные книги о тиграх.Как начальник отдела грузовых перевозок краевого автотранспортного управления, объехал весь край в командировках, на себе прочувствовал какие температуры бывают зимой, в южных районах до -32 градусов, а от Комсомольска-на Амуре и севернее -40 градусов в декабре,январе-обычное явление, эти районы отнесены к северным, и в них тигры не живут, а вот медведи водятся.Вообще всё зверьё живёт в долинах рек, а в горы даже дальневосточный леопард не стремится -кушать там нечего.