Сб, 23 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 23 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Эх, джаз, ещё джаз…
08 августа 2020, 16:00

Эх, джаз, ещё джаз…



Галина ШИПИЦЫНА.

Не знаю, как вам, а мне нравится наш джазовый фестиваль. Нравится его ждать, читать программу, узнавать имена музыкантов – известных и не очень. Безумно нравится Даниил Борисович Крамер, который весь день зажигает на сцене и заряжает позитивом и жителей города, и гостей. И этого музыкального настроения с избытком хватает на всех. Нравятся музыканты, которые за сценой, вырастающей на стадионе, готовятся к выступлению или отдыхают после него…

Конечно, джаз – это не три аккорда, это сложно, порой трудно для понимания, это музыка не для всех, но и для всех в то же время, когда стадион в августовских сумерках взрывает ошеломительная скрипка Аркадия Клейна, или уносит в поднебесье пронзительный курай Роберта Юлдашева. А помните тромбон и поющие чаши Виталия Владимирова? А невероятный диалог трубы Вадима Эйленкрига и клавишных Даниила Крамера? Импровизации Сергея Проня? За семь лет фестиваля есть что вспомнить и есть чем гордиться: на нашем open-air выступали музыканты с именами, известными всему миру!

Сегодня, «листая страницы» «Уралтерраджаза», который перенесён, увы, на 2021-й, я открыла интервью, которое состоялось ровно год назад, в беседке за сценой – под звуки джаза, между выступлениями – с изумительной джазовой вокалисткой из Латвии Эвиленой Протектор. Голос Эвилены с характерной джазовой хрипотцой, звучащий из диктофона, словно вернул в тот августовский вечер 2019-го, когда наша гостья рассуждала о многом…

О тернистом пути к джазу

– Я из Риги, там окончила музыкальную школу. Мама была её директором, а я училась по классу фортепиано, но мне безумно не нравилось на нём играть. Особенно не нравился сам факт отсутствия выбора, и я сказала маме: не хочу, не буду. Начала прогуливать занятия – все, кроме инструмента. Но каждый раз на экзамене я играла «Фантазию» Моцарта до 2-й части, потом вставала и уходила. Принципиально. На четвёртом экзамене мама сдалась: на тебе гитару и уходи из школы.

Серьёзно музыкой я начала заниматься, когда мне было 20. Мы создали группу, и гитарист сказал, что я не умею петь. И отправил меня в джазовый лагерь. Я не знала тогда вообще, что такое джаз, настолько это для меня было инопланетным понятием. В детстве слушала «Руки вверх», «Танцы минус», «Океан Эльзы». Хотя знала, что существовали Элла Фитцджеральд, Фрэнк Синатра, но в школе нас джазу не учили.

В лагере мне понравилось, начала учиться петь. Потом друг отдал мне свой старый саксофон, и я стала самостоятельно учиться играть. Но затем поняла, что самой специфику инструмента не освоить, и пошла в вечернюю музыкальную школу для взрослых. Снова были ноты, сольфеджио. А через год тот же самый гитарист, который меня отправил в лагерь, решил поступать в музыкальный джазовый колледж. И я пошла с ним. На саксофон меня не приняли, но взяли на вокал. Два года проучилась, а потом вместе с однокурсником поступила в Рижскую консерваторию на джазовый вокал. Теперь я там преподаю. Выступаю, постоянно живу в Риге.

О красоте внешней

– Это сложный вопрос. Сейчас растёт поколение, которое одновременно смотрит на то, что слушает. Никто не обратит внимания на группу или исполнителя, у которых нет хорошего визуального материала. Но красота – понятие меняющееся и очень субъективное, подверженное влиянию масс-медиа. Если у человека нестандартная внешность, ему что, не идти на сцену? А если он гениальный музыкант? Например, Сезария Эвора никак не попадала в классические каноны красоты, но какая она вокалистка!

С одной стороны, никогда не помешает, если на тебя приятно посмотреть, а с другой – можно отсутствие внешней красоты (хотя это относительно!) компенсировать тем, что ты ухоженный и на сцене выглядишь прилично. Мне кажется, вопрос внешней красоты нужно вообще отменить. Мы занимаемся не фантиками, а искусством. Но при этом нужно всегда быть приличным, нельзя идти на сцену в грязных штанах. Эстетика должна быть всегда.

Читайте также:  Ощущение движения, искренности, теплоты

О джазе

– Это музыка вне рамок, в ней всегда есть энергия и импровизация. Это нетрадиционные композиционные решения, простыми джаз не обходится. Это музыка, где надо думать. Иначе это не джаз, а поп-музыка, в которой всё за тебя уже придумали. Музыка, которая всегда развивается в момент её производства. Она каждый раз рождается. Даже если всё заранее есть – аккорды, форма, всё равно ты постоянно интерпретируешь, не придерживаешься какого-то чёткого пути. Никогда одна песня не прозвучит одинаково дважды. И это выход за рамки в любом случае.

Об импровизации в вокале

– У инструменталиста есть инструмент, и он видит, как движутся его пальцы, что он делает. А у вокалиста нет никаких опор, кроме ушей. Мы опираемся на заранее известные вещи, знаем последовательность аккордов и примерно можем предугадать, куда дальше – вверх или вниз, в мажор или минор, но это в принципе единственная опора. Поэтому, когда вокалист начинает импровизировать, сразу понятно, умеет он это делать или нет. Очень сложно опираться только на уши. Они подводят, когда ты не знаешь, что дальше.

О кумирах

– Анита О’Дей – нравится её уникальная способность всё менять на ходу, Сара Вон – у неё очень непростые импровизации, которые звучат сложно, если не знаешь, что искать. Из инструменталистов – Фрэд Хэрш, пианист, у него безумно красивые композиции. Билл Эванс, Оскар Питерсон, саксофонист Бен Уэбстер, у него воздушный, очень нежный тембр, не характерный для саксофона. Мне вообще очень нравится лирическая музыка.

Традиционный джаз, к сожалению, уже не развлекательная музыка, он вошёл в тот жанр, который нужно внимательно слушать. Люди сейчас очень быстро мыслят, им нужно всё моментально, понятно и просто. А джазовую музыку нельзя слушать просто. В неё нужно погружаться…

И закончился наш разговор с Эвиленой так:
– Камышлов мне понравился – у вас классно!

Фото Андрея Зайкова.
На фото. Эвилена Протектор и Даниил Крамер на фестивале «UralTerraJazz» во дворе художественной школы. 2019 год.

 Эвилена Протектор

Эвилена Протектор
— джазовая певица из Латвии, с отличием окончила магистратуру джазового отделения Латвийской музыкальной академии им. Язепа Витола, где сейчас преподает джазовый вокал. Провела год в Италии, изучая джазовый вокал в консерватории «Santa Cecilia» у профессора Марии Пиа де Вито и полгода в Ганновере у профессора Роми Камерун.

Принимала участие во множестве фестивалей и проектов: запись сборника «Jazz in Latvia», «Pori Jazz» (Финляндия), «Limassol Jazz» (Кипр), «Live in Blue Bay» (Украина), в конкурсах: «Riga Jazz Stage» (Латвия), «Nomme Jazz» (Эстония), обладатель гран-при «JazzVoices 2014» (Литва), награды Ника Готама в 2016-м за вклад в джазовую музыку и джазовую общину Латвии. С 2005 года — солистка, композитор и лидер группы «Pieneņu Vīns». С 2015-го — солистка и композитор коллектива «JAZZATOMY». Она одна из создателей и редакторов единственного в Латвии электронного журнала о джазе «JAZZin.lv».


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.