День учителя.
Илья ЗЫРЯНОВ
Ещё недавно о конструировании роботов на уроках можно было только мечтать, а сейчас этому обучают с детского сада. Появилось и новое поколение педагогов, ведущих детей в цифровой век. Один из них – учитель информатики лицея № 5 Илья Павлов.
Учитель информатики и робототехники лицея № 5 Илья Павлов
По стезе журналистики
25 лет назад Илья и сам сидел за партой в 1 «а» классе, тогда ещё не лицея, а школы № 5. До станков с числовым программным управлением, 3D-принтеров и всего, что сейчас есть в инженерном образовании, было далеко. Но, как вспоминает сам молодой человек, педагоги также стремились завлечь учеников внеурочной деятельностью, которая может стать основой их будущей профессии.
И успешно завлекали. Илья и его друзья занимались в пресс-клубе «Атлантида» в Доме детского творчества, писали статьи для газеты «Пятое колесо», снимали видеосюжеты. С появлением в школе библиотечно-информационного центра (БИЦ) они начали выпускать на его базе газету «Лицей Life»; зарождалось школьное телевидение, которое в будущем сформировалось в «Лицей-TV».
– В 15 лет я съездил на образовательную смену по журналистике «Жёлтый бегемот» в Татарстан, – рассказывает Илья Павлов. – Так как вёрстка газет и монтаж видеороликов были уже плотно связаны с компьютерами, я увлёкся цифровыми технологиями. Стал помогать обслуживать технику в ДДТ, а в школе работать своего рода системным администратором. Хотя в то время у нас и сети-то локальной не было, ЭВМ стояли только в одной компьютерной аудитории и в БИЦ.
С 8-го класса в школе начиналась профориентация. Последние четыре учебных года увлечённый техникой и инженерией Илья занимался в физико-математическом классе. В 2006 году он оказался в числе первых выпускников, сдававших ЕГЭ. Успешно пройдя экзамен, поступил в Российский государственный профессионально-педагогический университет.
– Привлекла специальность «инженер-педагог по компьютерным технологиям и вычислительной технике», – делится собеседник. – Во-первых, это связано с компьютерами, а во-вторых, сулило получить сразу две квалификации: инженера и педагога. Но спустя пять лет обучения оказалось, что РГППУ выдаёт уже просто педагогический диплом, без приставки «инженерно».
Зашёл в гости в лицей
Защитив диплом на «отлично», Илья отправился служить в армию, попал во Внутренние войска. Спустя год занялся поиском работы. Искал в Екатеринбурге, а приехав однажды к родителям, зашёл в гости в лицей. Как раз в то время (в феврале 2013 года) там появился Центр универсального образования, которому требовался руководитель.
– Надо было следить за оборудованием, помогать преподавателям с его освоением, и я решил согласиться на эту работу, предполагая, что обучением детей мне заниматься не придётся, – рассказывает Илья.
Но с учебного года в 2013-м у Ильи началась насыщенная педагогическая жизнь: преподавал информатику в 5-х и 8-х классах, вёл факультативы. Закупленные робототехнические наборы Lego оказались увлекательными и для самого учителя. Лицей приобрёл статус базовой площадки Института развития образования. Стали постоянными курсы повышения квалификации, подготовка учеников к соревнованиям, победы, и как апофеоз – представление Свердловской области на Всероссийском соревновании по робототехнике World Robot Olympiad в Москве.
Со временем лицей № 5 обзавёлся наборами микроконтроллеров Arduino, позволяющими конструировать на уроках электронные схемы и обучать детей программированию. Вкупе с 3D-принтерами и станками ЧПУ это вывело инженерные проекты учеников на ещё более высокий уровень. Кроме Ильи Павлова, подготовкой детей в той или иной степени занимаются все учителя-предметники, в первую очередь – преподаватель физики Александр Конев и учитель технологии Дмитрий Порсин.
– Мне повезло работать в отличной команде единомышленников, это очень стимулирует, – говорит Илья. – Если постоянно повышать свою профессиональную планку, стремиться хорошо подготовить учеников, то работа становится разнообразной и увлекательной. Спустя годы педагогической практики сделал вывод: с профессиональными задачами я, хоть и не идеально, но справляюсь. И с детьми нахожу общий язык. Даже с самыми маленькими стараюсь общаться на равных – очень важно слушать их мнение, пусть оно порой и неверно. Всегда ведь можно аккуратно поправить. С подростками поладить легче – они уже более или менее понимают, чего хотят и не такие непоседы, как пятиклашки.
В профессиональной среде Илья Павлов уже считается признанным специалистом. В 2017 году он стал лауреатом конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области педагогам допобразования, осуществляющим обучение по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности. Ценят его и ученики. Вот что пишет выпускник лицея Иван Кремлёв: «У нас Илья Николаевич вёл робототехнику. Он из тех педагогов, которые способны доступно объяснить любой, даже самый сложный, материал. Если нужна помощь, он никогда не откажет».
Ученик 7 «а» класса лицея № 5 Никита Камаев: «С Ильёй Николаевичем такой непростой предмет, как информатика, становится интересным и легко воспринимается. Он очень добрый – не помню, чтобы хоть раз повышал на нас голос. В пятом классе мы вместе с ним создавали проект сверлильного станка для печатных плат, который занял призовые места в нескольких конкурсах».
– Не бывает плохих учеников, тем более среди тех, кто уже выступает на областном уровне. Бывает недочёт педагога, – говорит Илья Павлов. – Где-то плохо объяснил, где-то проглядел, в общем, слабый результат – это, в первую очередь, моя вина, и это очень расстраивает. Когда я еду с детьми на соревнование, конференцию и тому подобное, волнуюсь так, будто мне самому выступать, но виду, естественно, не подаю, мы шутим, общаемся. Ну а успехи подопечных – это большое облегчение: всё удалось, мы победили!
Выход на орбиту
На сегодняшний день Илья ведёт четыре класса по информатике, в рамках дополнительного образования преподаёт программирование, 3D-моделирование и прототипирование, занимается с учащимися проектной деятельностью. Он по-прежнему занимает должность системного администратора, но обслуживает уже более 200 компьютеров с сопутствующим оборудованием по всему лицею.
В нынешнем учебном году организовано сетевое взаимодействие городских школ и компании «Униматик», которая включает в себя станкостроительный завод и центр молодёжного инновационного творчества. Лицей № 5 определён ресурсным центром этого сотрудничества, и Илья в качестве руководителя центра преподаёт камышловским школьникам производственные технологии, на его факультативах обучаются около 90 человек.
Но и это ещё не всё. В августе Илья Павлов прошёл курсы в Долгопрудном Московской области, организованные инженерной компанией «Лоретт» на базе физико-технического лицея им. П.Л. Капицы. Там он изучал технологии дистанционного зондирования Земли, анализ и применение её изображений из космоса, принципы работы станций приёма данных со спутников, основы радиоэлектроники, орбитальной механики и прочее. Благодаря этим курсам он станет одним из педагогов фонда «Золотое сечение» на интенсивной смене «Космическая программа: выход на орбиту», которая пройдёт в лагере «Таватуй» с 25 октября по 7 ноября.
По словам Ильи, при такой нагрузке возможность просто покататься на велосипеде или поиграть в любимый бильярд – большая удача. Но таков его выбор. Почти всё свободное время у него уходит на самообразование. Благо в наш информационный век всё нужное для этого найти не проблема.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»