Чт, 2 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 2 мая. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Гений из сталинской «шарашки»
11 апреля 2024, 18:00

Гений из сталинской «шарашки»



День космонавтики

Судьба Сергея Королёва была полна драматических поворотов. Великий конструктор едва не погиб в лагерях ГУЛАГа. Вся жизнь его была покрыта плотной завесой секретности, а смерть стала результатом нелепой случайности.

Узник ГУЛАГа

Про таких людей, как Королёв, говорят, что они рождаются раз в 100 лет. Но в СССР эпохи Сталина до такой «лирики» мало кому было дело. В 1937-1938 годах учёных, работавших над созданием ракет, арестовывали десятками. Одной из жертв карательной машины НКВД стал ведущий сотрудник Реактивного научно-исследовательского института 33-летний Сергей Королёв.

За ним пришли 27 июня 1938 года. Перевернув вверх дном всю квартиру Сергея Павловича, увели во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке.

Королёву дали понять, куда он попал, на первом же допросе. Его били и истязали, требуя признать своё участие в несуществующей троцкистской организации. В одном источнике информации написано, что Королёв не подписал предъявленные ему обвинения, в другом – подписал, опасаясь за жизнь жены и маленькой дочки. Его осудили на 10 лет.

После всевозможных мытарств Королёв попал на магаданский золотодобывающий прииск. К тому времени уже шла война. Времена стояли голодные. Из 500 заключённых этого лагеря выжили лишь 100 человек. Королёву казалось, что он обречён. Дошедший до полного физического истощения, он просто лежал и ждал смерти.

Но колесо судьбы внезапно повернулось. В лагерь прибыл представитель из центра и забрал учёного в «шарашку» – так в ту пору называли конструкторское бюро, созданное в системе ГУЛАГа. Работали в них исключительно заключённые.

Одной из таких «шарашек» руководил известный авиаконструктор Андрей Туполев, тоже отбывавший срок по вымышленному политическому обвинению. К нему в «бюро» и отправили Королёва.

К этому времени будущий покоритель космоса потерял 14 зубов из-за цинги и страдал серьёзной формой дистрофии. Но в «шарашке» Туполева его быстро выходили. В ведомстве Лаврентия Берии не жалели ни лекарств, ни продуктов для «нужных» заключённых. А нужными в те годы были все, кто мог принести пользу оборонному комплексу. Таким привилегированным узником стал Сергей Королёв.

В конструкторском бюро тюремного типа Королёв находился до июля 1944-го, когда его досрочно освободили со снятием судимости, но без реабилитации. После этого он уже работал как обычный, но, конечно, строго секретный гражданский специалист.

Тайны отдела № 7

Порой Королёву приходилось принимать жёсткие решения. Так, прежде чем готовиться к запуску человека в космос, необходимо было протестировать реакцию организма на чрезмерные перегрузки. Для этого в 1952 году при НИИ авиационной медицины создали особый отдел из лётчиков-добровольцев. На них ставили эксперименты по выживанию в условиях экстремальных нагрузок. Спецотдел получил порядковый номер семь.

Всего с 1953 по 1961 годы через отдел № 7 прошла почти тысяча подопытных военнослужащих. Многие из них стали инвалидами. Это и неудивительно: эксперименты ставились на грани допустимого. Например, требовалось выяснить, какую максимальную скорость падения перенесёт кресло космонавтов так, чтобы оно выдержало жёсткую посадку, а человек не сломал позвоночник. Для этого сиденье с добровольцев бросали с 14-метровой высоты на площадку с разными типами грунта: мягким, средним, жёстким.

Дойти до финала (падения на жёсткий грунт) удалось лишь четверым. Но на последнем этапе трое кандидатов отказались от дальнейшего участия в смертельно опасных испытаниях. Согласился лишь один лётчик-испытатель с оригинальным именем – Джон Иванович Гридунов. Благодаря самоотверженности Джона Ивановича советские медики пришли к выводу: взрослый тренированный человек в ходе космического полёта сможет выдержать перегрузки.

Кроме опытов с падением на грунт, проводились эксперименты в барокамере. Они были не менее опасными. Специалистам Королёва нужно было выяснить, что может произойти в случае мгновенной разгерметизации кабины. Сначала эксперименты проводились на животных, потом стали помещать в барокамеры людей.

Трагедии тоже случались. Самой крупной аварией стал пожар в барокамере, в результате которого заживо сгорел космонавт Валентин Бондаренко (март 1961 года), но задание партии нужно было выполнить любой ценой. К 1960 году ОКБ-1 (бюро Королёва) уже выходило на финишную прямую.

Читайте также:  Есть ли жизнь на Марсе?

Почему Гагарин?

Грандиозное событие, навсегда вошедшее в историю человечества, произошло 12 апреля 1961 года. Королёв создал первый пилотируемый космический корабль «Восток», на борту которого Юрий Гагарин совершил оборот вокруг Земли. Отношения между конструктором и космонавтом всегда были дружескими, а их позывные «Заря-1» и «Кедр» – на слуху почти так же, как легендарное «Поехали!».

Гагарин называл Королёва «космическим отцом». Почему конструктор выбрал первым именно Гагарина? Наверное, за его улыбку, о которой говорили, что она сделает больше, чем наши дипломаты. За его порядочность и честность. Все космонавты давали расписку в том, что в случае малейшего недомогания сообщат об этом. И однажды им дали лекарство, от которого возникала головная боль, а потом провели тест на готовность выполнить задание. Все сказали, что здоровы. И только один Гагарин честно сказал, что болит голова, но задание выполнить готов.

За девять месяцев до запуска отряд космонавтов привезли на знакомство к кораблю «Восток». Королёв спросил, кто хочет посидеть в кресле пилота. Первым вызвался Гагарин. Он снял ботинки и в одних носках взобрался в кабину. В этот момент Королёв шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, полетит первым».

Малоизвестные факты

Королёв был суеверным человеком. На дереве в саду возле его дома висела подкова на счастье.

После нескольких неудачных стартов, случившихся в понедельник, он отказался от запусков по понедельникам. Королёв не любил, когда на площадке во время запуска были женщины. В кармане всегда держал две монетки – он их перебирал, когда сильно нервничал. А ещё Королёв не любил золото и называл его презрительно «золотишко», видимо, потому, что работал на Колыме на золотых приисках. И знавшие об этом люди снимали иногда при нём золотые украшения.

После успешного полёта Гагарина о первом космонавте знал каждый ребёнок, а имя того, кто организовал этот полёт, было никому не известно. Королёв не смог даже встретить Гагарина на Красной площади: его попросту не пустили.

Роковая операция

К началу 1966-го Королёв чувствовал себя абсолютно вымотанным. Сказывалась физическая и психическая усталость от многолетней напряжённой работы. А ещё в самом начале января его госпитализировали в Кремлёвскую больницу. Нужно было провести совершенно рядовую операцию по удалению полипа прямой кишки.

Её взялся провести сам министр здравоохранения СССР Борис Петровский, в прошлом блестящий хирург. Но многие считали, что это было ошибкой, так как без ежедневной практики любой врач теряет свои навыки.

14 января 1966 года в 10 часов утра Сергея Павловича доставили в операционную. Предполагалось, что удаление полипа не займёт много времени, однако ситуация быстро вышла из-под контроля. У пациента началось сильное кишечное кровотечение. Стали бороться с ним – и тут обнаружили большую злокачественную опухоль прямой кишки.

Опухоль удалили, но у Сергея Павловича произошла внезапная остановка сердца. Реанимационные мероприятия проводились целый час, но результатов не дали. Великий конструктор скончался на операционном столе.

Глава государства Леонид Брежнев дал указание захоронить прах Королёва с максимально возможными почестями. Кроме того, велел рассекретить персону учёного для пропаганды достижений советской науки. Лишь после смерти Королёв стал известен всей стране. Урну с прахом поместили в Кремлёвскую стену. В этот момент раздался грохот артиллерийского салюта. На трибуне мавзолея в траурном молчании застыла вся советская верхушка: Брежнев и другие члены Политбюро.

Бывший узник ГУЛАГа и один из величайших творцов в истории человечества ушёл в вечность.

Подготовила Светлана САДОВСКАЯ
На фото. Главный конструктор Сергей Королёв.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.