Пн, 6 Апр. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
03 октября 2016, 12:00

Главное – вера в себя и Бога



Иерей Игорь Холманских о вреде пития и пользе трезвости

Россия не пила

– Отец Игорь, один из стереотипов мнений о русских обязательно связан с водкой…

– Несмотря на то что нас издавна мнят людьми, любящими и жутко уважающими водку, дореволюционная Россия была непьющей. Известен тот факт, что с 1914 по 1925 годы в нашей стране действовал сухой закон, и большевики, когда пришли к власти, его не отменили. Когда в 1923 году было подписано постановление, разрешающее торговлю спиртным на всей территории СССР, за подписью председателя СНК СССР А.И. Рыкова, то в народе за водкой закрепилось название «рыковка». Винные лавки были открыты, но люди не шли туда. Это свидетельство того, что Россия не пила.

Позднее нам навязали понимание праздника как некое событие с бутылкой на столе. Наши предки, равно как и мы сегодня, понимали, что этот день должны провести праздно, то есть ничего не делая. Но в православии это всегда означало – провести день в молитве в храме. Праздник у православных всегда соотносился с датами религиозных событий. Поэтому люди шли в храм в праздничных, нарядных одеждах. Память событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы, того или иного святого были не просто датой. Это был опыт определенного личностного проживания конкретного события из жизни Церкви. После главного богослужения – божественной Литургии – в те времена следовала братская трапеза.

Конечно, пьющие в стране были, но их любовь к зеленому змию воспринималась как порок, как неприятное исключение из правил. В дореволюционной России создавались общества трезвости, по большей части они были при храмах.

Деградация нации

– Чем же, на ваш взгляд, объясняется критическая ситуация сейчас?

– У русского человека всегда были духовные ценности. Когда они исчезали – их место занимали разные зависимости. Пришло время, когда нам стали навязывать миф о том, что русский народ любит пить. Началась идеологическая война для того, чтобы население, увязнув в алкогольном пороке, само себя уничтожило.

Сейчас ситуация несколько меняется, но всё равно остается ещё очень сложной. По мнению Всемирной организации здравоохранения, при употреблении восьми литров алкоголя в год на душу населения в стране наступают необратимые процессы. По некоторым данным, в России на сегодня употребляется свыше 20 литров алкоголя на душу населения, идёт деградация нации, вымирание трудоспособного населения.

В СМИ говорят о винопитии как норме поведения, кругом навязываются стереотипы употребления спиртного. С детства устанавливается программа, что пить – это хорошо, что не выпить в праздник – грех. Конечно, на взрослое застолье детей, как правило, не пускают. Если ребёнок подходит и просит пить, то ему предлагают сок или газировку. Но он видит: взрослые пьют другие напитки и обстановка при этом радостная, весёлая. У ребёнка вырабатывается установка: когда я вырасту большой, то тоже буду пить водку, пиво, вино. И он ждёт, когда будет можно.

Компаниям, продвигающим алкогольную продукцию, важно получить от продажи как можно больше денег. Под видом заботы о подрастающем поколении они бесплатно устанавливают на кассах стикеры, на которых написано, что детям до 18-и запрещено продавать алкоголь. Предполагается, что подросток будет искать моменты, как ему это обойти. Или с нетерпением будет ждать момента совершеннолетия, когда уже будет «можно».

Немногие знают, что при рекламе спиртного используют различные средства для того, чтобы создать привлекательную картинку. Например: для рекламы пива используют машинное масло, цвет которого насыщен красочными оттенками. Возникает желание попробовать, не пьянствовать, а именно попробовать. А потом происходит очень быстрое привыкание. Пивной алкоголизм страшен!

Читайте также:  Вечная память...

Обет трезвения

– Отец Игорь, как в храме проходит процесс освобождения от алкогольной зависимости?

– В 1996 году в Екатеринбургской епархии по благословению владыки Викентия было организовано братство трезвения. Многие священники, понимая, что борьба с зелёным змием актуальна и в приходах, стали инициативу поддерживать и организовывать свои общества трезвости.

Изначально мы подавали объявления. Не могу сказать, что желающих было много. Причины? Сложно сказать. Застенчивость или страх показать, что ты пристрастен к винопитию и не можешь справиться. Мы не ставили цель принудительно заставить людей не пить. Это бесполезно. Тем более что таких кампаний было много, последняя – при Горбачеве. Насильственные меры не дают окончательного решения, а у молодёжи вызывают обратную реакцию. Наша задача – явить, что можно жить трезво.

Те, кто принимал обет трезвения (особый молебный чин), давал обещание Богу не употреблять алкоголь определённое время. Каждый сам выбирал: полгода, год. Обещание это серьёзное – самому Богу. Человек в это время учится добродетели воздержания, открывает для себя радость бытия.

С этими людьми мы еженедельно встречались. Смотрели фильмы, обсуждали, проводили лекции, просто общались. Психологически помогали удержаться от соблазна. Тем более что человек приходит в общество подобных ему и знает, что они живут трезвой жизнью. Гораздо легче становится. Кстати, недавно звонили ребята. Не пьют уже несколько лет, но есть необходимость во­зобновления встреч.

Последние два года проводим беседу в Покровском соборе, договорились о сотрудничестве с настоятелем отцом Павлом. Там больше народа приходит.

Ухабы трезвости

– Бывают, наверное, и срывы?

– Есть притча в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф;12,43-45).

Человек, освободившись от дурного пристрастия, должен приложить все усилия, чтобы занять место в освободившейся от плена страстей душе верой в Бога. Понятно, что для людей, недозревших в духовных вопросах, это может быть увлечение, например, спортом. Если этого не происходит, то, как мы видим из притчи, его пленяют «ещё семь злейших». В этом можем убедиться, когда люди кодируются. Они ждут, когда срок закончится, и потом опускаются в такую «яму»…

Бывает, что человек, расставаясь с пристрастием к алкоголю, попадает в зависимость другого рода. Например, увлекается игроманией. Может, они менее опасны для общества, но опасны для души человеческой.

Человек, освободившийся от зависимости, не меняет своего окружения. Близкие, родные люди радуются за иcцелённого, но своим примером некоторые иногда показывают обратное, «принимая на грудь». После того как человек освободился от зависимости, очень важно, чтобы было какое-то продолжение встреч при храме, общение на значимые темы. Если не происходит дальнейшего общение, то людям сложно удержаться. Бывают срывы, приходится прилагать усилия, чтобы помочь им встать, обрести духовные силы.

Люди в трезвом состоянии с восторгом говорят: «Да ведь я прозябал! Это была яма, не было сил приподняться и понять, как хороша жизнь».

Записала Ирина ВЕРЗИЛИНА

Кстати

Желающие совершить обет трезвения могут обращаться в Обуховскую церковь (ул. Мира, 112 «б»). Контакты: 8-902-4445077 (отец Игорь), 32-8-34.

Фото: Настоятель прихода во имя святого праведного Симеона Верхотурского иерей Игорь Холманских.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: