Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
17 мая 2014, 14:00

Главные люди на ферме



_MG_0441Сельское производство

В СПК «Птицесовхоз «Скатинский» верны традициям. Одна из них – проведение конкурсов среди животноводов. И ничто не может помешать каждую весну определять лучших в совхозе доярку и техника-осеменатора. В этом году оба конкурса – 18 и 25 апреля – принимала ферма Голышкинского отделения.

– Это у нас своего рода и учёба, и экзамен, чтобы работу улучшить. Приезжайте, посмотрите, – пригласила главный зоотехник хозяйства Л.М. Толшина.

Доение – почти искусство

В Голышкиной я впервые. Только переступаем порог фермы – навстречу спешит бригадир Татьяна Вениаминовна Шпет, улыбается, поит чаем, рассказывает – и мне сразу так хорошо и уютно, будто знакома с ней всю жизнь. Конкурс уже начался, все доярки (а их восемь участниц, по две от каждого отделения) разошлись по этапам.
Иду на первый – сборку-разборку доильного аппарата. Надо уложиться в шесть с половиной минут: собрать-разобрать-проверить и всё объяснить. Движения доярок чёткие, уверенные. Но руки предательски дрожат. От волнения, конечно, хотя каждое действие выучено за годы работы до автоматизма.
Второй этап – непосредственно доение. Восемь коров тоже участвуют в конкурсе. Видно, что беспокоятся, непривычно им: и народу сколько собралось, и руки чужие. Дойка – тоже на время. Для конкурсанток приготовили специальный (смеются: «старинный») переносной аппарат. Главный ветврач совхоза А.Н. Ерёмин тихонько объясняет мне тонкости процесса: провести преддоильную обработку вымени, первые струйки сдоить в отдельную ёмкость (чтобы не попали микроорганизмы), подцепить аппарат, подоить. Проверить, качественно ли прошёл процесс (в вымени после дойки должно остаться не больше 200 мл молока), снова обработать. И объяснять при этом каждое своё действие.
– А почему у коров соски зелёные? – вглядываюсь в ряды уже подоенных животных.
– Это особый раствор для последоильной обработки – на травах, он закупоривает каналы, чтобы грязь в них не попала, когда корова лежит. Чувствуете запах? – Александр Николаевич приносит мне флакон. – Мятой пахнет.
Точно, мятой. Я в очередной раз восхищаюсь скатинцами с их передовыми технологиями.
Наконец третий этап. Из сдоенного молока берут образец на анализ, здесь же в лаборатории проверяют его чистоту – на механический мусор. Семь фильтров уже готовы, лежат на лабораторном столе. Смотрим, как идёт проверка восьмого. Мне кажется, всё идеально. Но член комиссии бригадир Чикуновской фермы И.Г. Волосевич сейчас определит, кто подоил «чище».
Осталось решить тест – как же без проверки теории? И вот всё позади, можно успокоиться, выпить чаю, поговорить. Расспрашиваю девушек про работу.
– Как они нас узнают? По голосу, по запаху даже.
– Бывают ужас какие вредные. Будет вредничать – может и молоко не спустить.
– Работа очень тяжёлая. Всё болит, особенно руки. Ну и запах, конечно, не выветривается.
– А вы знаете, я раньше в других местах работала, поняла: в наше время с коровами работать лучше, чем с иными людьми…
Пока ждём результатов, бригадир ведёт меня на экскурсию по ферме, рассказывает:
– Две доярки у нас работают в раздойном корпусе (там самые продуктивные коровы, 203 головы), одна в производственном (там 70 голов), одна в родильном отделении. Вот самая высокопродуктивная корова, она даёт почти 49 литров, – подводит Татьяна Вениаминовна к бурёнке, внешне от других ничем не отличающейся. Та сразу к ней тянется, признав хозяйку.
Под контролем бригадира кормление коров смешанным рационом. Нужно проверить, как оно проходит, нет ли пустых кормушек, или, наоборот, сваленного в кучу, недоеденного корма. Проследить ежедневно, сколько каждая корова прибавила или убавила в надое, изменить рацион или оставить прежним. Показывают мне и холодильную установку, где только что сдоенное молоко моментально охлаждается до плюс четырёх градусов.
Наконец комиссия подвела итог. Приехал председатель И.А. Рыков, поблагодарил работниц за труд, похвалил. Каждая получила ценный подарок, а лучшими в этом году стали Людмила Чеснокова, Татьяна Колесникова (обе из Чикуновского отделения), Людмила Поторочина (Ожгихинское).

Читайте также:  Сеять начали с опозданием

Откуда берутся коровьи дети

Неделю спустя, в тот самый разгул снежной стихии, мы снова здесь, пришёл черёд соревноваться техникам-осеменаторам.
Небольшое предисловие. На своей ферме осеменатор знает о каждой корове всё: внешний вид, поведение, физиологические, гинекологические особенности. А приехав на конкурс, они и представления не имеют, что за корова им досталась, работают вслепую. С годами в технологии осеменения существенных изменений не произошло. Поменялись, может быть, детали, но по-прежнему главный рабочий инструмент – руки, они лучше всякого прибора чувствуют животное.
Итак, торжественное построение, напутственные слова – старт! Читаю содержание конкурса: куда пойти в первую очередь? Начну с теории. Соревнуются все техники-осеменаторы совхоза, каждая (все настоящие русские красавицы!) должна «сдать экзамен» по билетам. Три девушки уже готовятся – строчат карандашами в листочках. Тоже тяну билет с позволения строгой комиссии. Три вопроса, из которых половину слов даже не знаю­.
Иду дальше, в лабораторию. Здесь участницы готовят семенной материал. Смотрю, как чётко работает Ирина Алексеевна Ошергина из Ожгихинского отделения. Тщательная обработка рук, стола, микроскопа (причём несколько раз). Каждое действие объясняет – что, зачем и почему. Включила термостат, разогрела до 38 градусов. Открыла большой сосуд, где в жидком азоте хранится дорогостоящий семенной материал (от чистопородных представителей голштино-фризской породы).
Достала «соломинку» со спермой, погрузила в термостат, согрела, высушила стерильной салфеткой, капнула на стекло микроскопа. Внимательно рассматривает – есть, материал живой, значит, всё сделала верно, можно работать дальше. И тут самое неожиданное: осеменатор берёт готовый к работе инструмент («пистолет», на жаргоне зоотехников и ветеринаров), вкладывает его в длинную стерильную перчатку и точным отработанным движением отправляет себе за шиворот (как меч в ножны). Они так по ферме и ходят – со спицами за спиной, оказывается, собственным теплом согревают, чтобы сперма не остыла и не умерла!
Следующий этап – самый ответственный, процесс осеменения очень тонкий и хрупкий. Не буду описывать, какое множество сложных манипуляций должен произвести с животным специалист за 20 минут. Главное впечатление: это очень трудная работа! А результат будет известен только через 21 день. И если корова не покрылась (главная цель всей работы), это минус осеменатору и, конечно, убыток ферме.
– За день бывает по-разному, и до десяти коров иногда приходится осеменять, – рассказывает техник-осеменатор Голышкинской фермы Елена Александровна Машьянова (которая, как оказалось, стала победительницей). – Я уже 18 лет работаю. Начинала ветсанитаром, потом выучилась на техника-осеменатора. Каждый день осматриваем коров, проверяем – я здесь коровий гинеколог. Руки, конечно, болят. Но ничего, нравится.
Это сегодня здесь дух соревнования, шутки, подарки. На ферме осеменатором быть очень ответственно. Не думаю, что каждый сможет. Только увидев всё своими глазами и буквально погрузившись в звуки, запахи и прочие ощущения этой профессии, я, уезжая, до конца осознала слова, сказанные Л.М. Толшиной в самом начале:
– Вы – главные, вы несёте ответственность за работу всей фермы, от вас зависит и результат, и зарплата всего коллектива.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.