Все больше внимания в деятельности налоговых органов уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков. Принцип «Налоговая служба существует для налогоплательщиков, а не наоборот» находит реальное подтверждение в жизни. Среди изменений, которые произошли в работе налоговых инспекций за последние годы и направлены на создание комфортных условий для налогоплательщиков, основное место занимает возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде. О преимуществах такого способа взаимодействия с налоговыми органами рассказывает Г.Н. Головырских, начальник межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Свердловской области.
— Галина Николаевна, расскажите о преимуществах бесконтактного способа представлений налоговой отчетности в электронном виде. Действительно ли он так удобен для налогоплательщиков?
— Возможность представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи — это, безусловно, удобно и надежно.
Посмотрите, сколько преимуществ у электронного способа сдачи отчетности: отчетность в налоговые органы любого субъекта Российской Федерации можно передавать, не вставая с рабочего места. Не нужно стоять в очередях или приходить в налоговую инспекцию несколько раз после исправления ошибок. Подтверждение об отправке отчета приходит в течение нескольких минут. Нет надобности дублировать отчетность на бумаге, ведь электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной. Можно сдавать налоговую отчетность круглосуточно.
Не стоит сомневаться в уровне защищенности информации, передаваемой в электронном виде по каналам связи. Информация передается в зашифрованном виде, и ключ для ее расшифровки имеет только инспектор, отвечающий за прием отчетности. В результате достигается значительно более высокий уровень защиты информации, чем когда курьеры или бухгалтеры ее в портфеле в общественном транспорте возят. Система сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи существует с 2003 года, и не было еще ни одного случая потери, несанкционированного доступа или разглашения информации из налоговых деклараций.
— Много ли налогоплательщиков уже представляют налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
— Почти 80% организаций и более 52% индивидуальных предпринимателей оценили данный способ представления отчетности. При этом 20% налоговой отчетности, поступающей в инспекцию, представляется на бумаге, то есть обрабатывается инспекторами вручную, а значит, работает человеческий фактор, не исключающий ошибки.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность которых превышает указанный предел, обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде.
Некоторые налогоплательщики направляют отчетность почтой, но это не совсем надежный способ доставки деклараций. Согласно ст. 80 НК при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. На практике происходили такие случаи, когда в период массовой сдачи отчетности налогоплательщики приходили на почту в последний день, и оператором почты на квитанции проставлялась одна дата, а на конверте — другая. Получается, что налогоплательщики попадали в неприятную ситуацию, им приходилось доказывать своевременность представления декларации.
Также немало случаев, когда налогоплательщики, не уследив за изменениями в законодательстве, отправляли по почте отчетность на бланках недействующей редакции, такие декларации инспектором не принимаются, и считается, что обязанность по представлению отчетности не исполнена. Пока такая декларация, направленная почтой, дойдет до налоговой инспекции, инспектор в течение суток подготовит уведомление, о своей ошибке налогоплательщик узнает тогда, когда срок представления отчета уже прошел. С плательщиками, отчитывающимися через Интернет, такого никогда не произойдет, так как формы отчетности в электронном виде меняются автоматически при обновлении программ.
Налоговые инспекции постоянно разъясняют налогоплательщикам преимущества электронного способа представления отчетности. Об этом говорят и сами налогоплательщики. Когда данный способ только появился, подключились немногие, и сначала налогоплательщики перезванивали в инспекцию с вопросом «А вы получили мой отчет?». Но каким было их удивление, что не вставая с рабочего места, буквально в течение нескольких минут декларация доставлена в налоговую инспекцию, и уже на следующий рабочий день можно увидеть свои данные, разнесенные в лицевую карточку. На проводимых в инспекции «круглых столах» и семинарах налогоплательщики, передающие декларации по ТКС, делятся своими эмоциями об удобстве данного способа. Вспоминают, как раньше они, в период сдачи отчетности, приходили чуть ли не за час до открытия инспекции и занимали очередь, часами стояли, чтобы сдать декларацию. А сейчас спокойно, сидя за своим рабочим местом, сделали несколько операций — и отчет успешно сдан.
— Получается, что современные налогоплательщики готовы представлять налоговую отчетность в электронном виде, понимая, насколько это удобно и эффективно. Расскажите, какие-то дополнительные сервисы предусмотрены для налогоплательщиков, сдающих отчетность по каналам связи?
— Налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде, имеют возможность оперативно получить от налогового органа информацию по телекоммуникационным каналам связи: справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверок расчетов по налогам, сборам и взносам, выписки из карточек расчетов с бюджетом, перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, сданной за прошедшие периоды, выписки из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения передаются налогоплательщику в режиме off-line в течение одного рабочего дня с момента запроса.
Помимо того, что налогоплательщик, представляющий отчетность по каналам связи, практически не осуществляет контроль за сменой форм отчетности, он еще получает от своей инспекции различные нормативные документы, разъяснения, информацию об изменении налогового законодательства, о проводимых налоговыми органами семинарах.
Наиболее востребованной услугой является получение информации из карточки расчетов с бюджетом. Такой налогоплательщик держит руку на пульсе, своевременно может погасить недоимку, что позволяет не отвлекать его средства на уплату штрафных санкций, особенно учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, когда каждая копейка на счету. Также налогоплательщик может проконтролировать образовавшуюся переплату и быстро попросить ее вернуть либо зачесть в счет следующих платежей.
Плательщик по каналам связи может направить запрос в инспекцию и в течение 30 дней получить ответ, опять же нет необходимости отвозить его и стоять в очереди.
В случае, если налогоплательщик, уплатив налог, ошибся при формировании платежного поручения на перечисление налогов, он может, запросив выписку из карточки расчетов с бюджетом, увидеть, что средства в бюджет не поступили. Налогоплательщик оперативно выясняет, почему образовалась недоимка, хотя свою обязанность по уплате налогов он исполнил. Инспекция в свою очередь оперативно выясняет, что платежи приобрели статус невыясненных и рекомендует налогоплательщику в порядке статьи 45 Налогового кодекса РФ без промедления подать заявление об уточнении платежа. В результате налогоплательщику удается избежать убытков в связи с необоснованной уплатой пени.
Если налогоплательщик регулярно запрашивает информацию из карточки расчетов с бюджетом, он может не приходить в налоговый орган для проведения сверки расчетов с бюджетом, а это достаточно длительный и трудоемкий процесс.
Налогоплательщик имеет возможность запросить в электронном виде перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, которую он сдал за прошедшие периоды. Такая услуга позволяет руководителю контролировать деятельность бухгалтерской службы: все ли декларации представлены своевременно. Одним из операторов связи реализована еще и такая услуга: возможность вместе с программой по передаче отчетности получить доступ к справочно-правовой системе, ориентированной на бухгалтера. Это очень удобно — в процессе заполнения декларации можно заглянуть в справочно-правовую систему и найти ответы на свои вопросы.
— Так много преимуществ дает электронный способ представления налоговой отчетности. Чем тогда объяснить, что некоторые налогоплательщики все еще не подключены к системе электронного документооборота?
— По-прежнему налогоплательщики одной из основных причин называют высокую стоимость услуг по передаче отчетности в электронном виде. Чтобы представлять налоговую отчетность по каналам связи, а также участвовать в процессе информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо прибегнуть к услугам спецоператора связи, уполномоченной организации, заключившей с управлением ФНС России по Свердловской области договор на предоставление налогоплательщикам услуг по передаче налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
За последний год количество специализированных операторов значительно возросло, сейчас в нашей области действуют шесть операторов. Всю информацию о них налогоплательщик может получить с Интернет-сайта управления ФНС России по Свердловской области: www.r66.nalog.ru. На территории Камышлова работают три представителя операторов связи:
— ИП Исаков М.С., от операторов ЗАО «ПФ «СКБ-Контур» и ООО «Линк-Сервис», Камышлов, ул. Советкая, 2 г/3, 8-902-25-77300, (34375) 2-51-13;
— ИП Петрушко М.А., от операторов ЗАО «ПФ «СКБ-Контур» и ООО «Линк-Сервис», Камышлов, ул. Советская, 7, (34375) 2-56-60;
— ООО «Цифровые технологии», от оператора ЗАО «ПФ «СКБ-Контур», Камышлов, ул. Карла Маркса, 29 , (34375) 2-50-52.
Кроме того, данные представители выполняют функцию дополнительных офисов, где налогоплательщики могут передать свою отчетность через Интернет без подключения. Для этого организациям и индивидуальным предпринимателям всего лишь необходимо оформить доверенность на право передачи отчета по ТКС, в соответствии с пунктом 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ, которая не требует нотариального удостоверения.
Управление постоянно работает со специализированными операторами связи, выбирая оптимальные возможности для удобства налогоплательщиков. Советую внимательно изучить прайс-листы спецоператоров: стоимость на сегодняшний день значительно варьируется. Кроме того, сейчас все операторы проводят специальные акции — предусмотрены большие скидки, особенно для категорий малого и среднего бизнеса. Например, сегодня есть возможность для вновь зарегистрированных налогоплательщиков подключиться к системе представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи всего за тысячу рублей в год для тех, кто подключен к системе «Клиент-банк» или «Интернет-банк». Для всех остальных стоимость составит 1300 рублей в год. Поделите эту цифру на 12 месяцев — получается мизерная сумма.
Одним из спецоператоров связи в текущем году проводится специальная акция для предпринимателей — тариф на подключение для этой категории налогоплательщиков стоит также 1000 рублей в год. Предусмотрены услуги по передаче налоговой и бухгалтерской отчетности, получение информационных услуг, о которых я говорила выше, круглосуточная техническая и информационная поддержка.
Электронный документооборот — это наше будущее, поэтому советуем сегодня использовать возможность подключения за минимальную плату. Эти затраты окупятся в первую же отчетную кампанию — налогоплательщику не придется ездить в инспекцию, отвлекать бухгалтера, нанимать курьера.
Материал подготовила Татьяна АНДРЕЕВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»