С 7 по 9 мая ребята из отряда «Фрегат» ездили в Уральскую тайгу на поиски упавшего в Великую Отечественную войну самолета. Этот самолет был одним из перегоняемых по трассе АлСиб.
История трассы
АлСиб (Аляска-Сибирь) — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе перевозили грузы, дипломатическую почту, дипработников.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию 10 аэродромов. Перегоночная дивизия была сформирована летом 1942 года в Иваново. Здесь лётчиков знакомили с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты. В дивизию входили пять авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу.
Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов от американских коллег, находилось в городе Фэрбанкс. Советские специалисты вели приёмку самолётов, а перегоняли их уже наши лётчики (американских пилотов недопускали). 7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбанкса. По АлСибу бомбардировщики и транспортные самолеты шли по одному или группами по два-три, истребители – группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики летели на фронт своим ходом, а истребителей везли в разобранном виде по железной дороге.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбанкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.
Важные находки
Нам пришлось пробираться по непроходимой местности в Уральскую тайгу. Самолет упал в лесу в 15-20 км от села Верхние Серги. Дорога до места заняла около четырех часов. Машины вязли в грязи, так как перед экспедицией выпало немало осадков. Не обошлось и без поломок. До места мы не добрались – у нашего грузовика вышло из строя переднее колесо. Пришлось преодолевать пешком около двух км.
На следующий день был запланирован поиск самолета. После недолгого инструктажа все пошли искать его обломки. По радостным крикам можно было узнать об успехе. Самой важной находкой стала деталь самолета с номером. Об этом сразу же узнали все участники экспедиции. Многие ребята до самых сумерек ходили и искали разбросанные по лесу детали. Не менее важной стала еще одна новость – о найденных останках человека.
Когда время, отведенное организаторами на поиски, закончилось, начались мастер-классы. Владимир Рыкшин – руководитель нашей экспедиции, мастер спорта по альпинизму, рассказывал о своих путешествиях. Участники недавних военных конфликтов показали, как правильно разобрать-собрать автомат, как устраиваются “дневки” снайпера и рассказал о принципах маскировки в лесу. Были мастер-классы профессионального фотографа, специалиста по промышленному альпинизму, по вязанию узлов.
Затем мы вместе с авиамехаником, который был в составе экспедиции, пытались установить причину крушения самолета: по его предположению, он потерпел крушение из-за того, что заклинило двигатель. По надписям на английском было несложно догадаться, что самолет американский. Все найденные детали будут переданы специалистам для определения точной причины аварии.
Наутро третьего дня отслужили панихиду по всем православным воинам, павшим в Великую Отечественную войну, и поставили памятный крест на месте крушения. После установления личности пилотов на этом месте планируется памятная доска.
Обратная дорога была не менее трудной. Машины с трудом преодолевали размытые дождем дороги, не раз приходилось вытаскивать их буксиром.
Приехали в поселок ближе к вечеру. Уставшие, грязные, с огромным количеством эмоций. Сейчас всем нам предстоит поисковая работа в архивах в надежде установить имена погибших пилотов.
Алексей ХОЛМАНСКИХ.
Кстати
Из поездки в экспедицию ребята привезли с собой на память обломки американского самолета, потерпевшего крушение в районе села Верхние Серги. И приняли решение организовать музей боевой славы, в котором будут собраны материалы о героях. В связи с этим обращаются к землякам: если вы можете рассказать о своих отцах, дедах и прадедах, о своих близких, отважно защищавших нашу Родину, позвоните нам, и мы с радостью запишем ваши рассказы. Возможно, у кого-то есть что-то памятное о скромных героях той войны.
Звонить можно по телефону 8-902-4445077.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Что за отряд «Фрегат», откуда он, какой организации принадлежит? Откуда узнали про самолеты? Как можно по обломку 60-летней давности определить причину катастрофы? Все эти вопросы автор должен был осветить в статье, но не сделал этого.
Исходя из поста это мог быть истребитель Р-39 Аэрокобра или Р-40 Киттихаук или Томахаук. У Аэрокобры двигатель стоял за кабиной пилота. То есть цент масс самолета был смещен назад, что делало самолет неустойчивым в полете. По воспоминаниям боевых летчиков в носовой части Аэрокобры закреплялись два свинцовых бруска. Если предположить, что перегонка велась без боекомплекта, то неустойчивость самолета в полете так же могла послужить причиной падения.
Что-то не верится в это. Ведь прежде чем запустить самолет в серию, он подвергается длительным испытаниям и все недостатки должны быть устранены,либо самолет вообще не допущен до серийного выпуска.И такие самолеты Америка поставляла нам?Какая же это помощь?
Это не моя выдумка. Достаточно посмотреть воспоминания наших ветеранов. Аэрокобра была достаточно сложным в управлении самолетом. Ветераны вспоминают, что она входила в плоский штопор и вывести ее было очень трудно. Потом оказалось, что если есть запас высоты, то нужно просто бросить управления и самолет из штопора выйдет сам. Но пока это поняли, сколько пилотов погибло. Есть воспоминания пилота, инструктор ему командует так, нормально, выходишь, выходишь из штопора. Его дергают за рукав, да вон он на парашюте болтается. Николай, когда перед Вами поставят выбор (не дай бог конечно) научиться летать или умереть, то голова начинает работать как часы. Самый сложный при взлете, посадке и пилотировании был И-16. Как то во время войны дали полетать на И-16 английскому летчику. Он слетал, вылез весь мокрый и сказал — Пусть на нем е…нутые русские летают. )))
Насколько я помню, на Аэрокобре летал один из советских асов, или Покрышкин, или Кожедуб. Он очень хвалил этот самолёт, особенно за его огневую мощь, там включалось одновременно шесть пулемётов. Что касается самолёта, про который написано в статье, то первый раз нашли его что-то около двух лет назад, про это много писали, это был бомбардировщик, который использовался то ли, как учебный, то ли как транспортный и летел он из Москвы в Свердловск. Нашли — это громко сказано, местные старожилы знали об этом самолёте всегда. Недалеко от Камышлова разбивался вертолёт, многие ли знают, где лежат обломки, тоже можно организовать экспедицию и напряженно, преодолевая трудности, искать, а можно спросить у людей и они покажут место.
Если у вас нет навыков вождения самолета и вам передадут руль в воздухе,то хоть как будет работать голова всё равно вам его не посадить,разобьетесь.Надо иметь хотя бы малейшее представление о аэродинамике,о том какая нужна посадочная скорость,когда выпускать закрылки,как рулить,как тормозить,силу ветра.Тонкостей очень много.Про самолеты спорить не стану,может так и есть,как вы говорите.
Фамилия автора больно знакомая. Я в ту сторону думаю?
Нет. Если обратите внимание на имя. Игорь у нас тоже есть
Про шесть пулеметов не знаю. По воспоминаниям ветеранов на Аэрокобре стояла или 37-мм пушка и два крупнокалиберных пулемета Браунинг или 20-мм пушка и два пулемета. И если даже и стояли, то ветераны говорят, что лишние снимали для облегчения веса. Пары 37-мм снарядов хватит чтобы разнести «мессер» или «фоккер» в клочья. Если бомбардировщик, то это скорее всего был двухмоторный «Бостон»
Читал историю советской авиации и там есть такие строки … тысячи юношей и девушек добровольно и по специальным комсомольским наборам пришли для комлектования летных клубов и школ… То есть хошь не хошь, а летчиком будешь. ))) Правда это было в советское время.
Спасибо Светлана Сергеевна, что поняли куда я намекнул *THUMBS UP* Вот и ноги у отряда Фрегат , наверно , оттель растут. Может это они в свои ряды так молодежь нынче завлекают? А может это религию и любовь к Родине и патриотизм так связывают? *UNKNOWN*
Кто не поленится, найдет больше информации в интернете об этой поисковой акции.
Вау, сколько споров!
Вернее будет спросить у дядюшки Гугла набрав — АлСиб