Многих камышловцев волнует качество дошкольного образования, в частности, речевое развитие детей. Причем специализированное — логопедическое. В редакцию поступило несколько звонков и письмо, которое мы приводим в сокращении.
«Недавно обратила внимание, как много стало косноязычных детей. Не исключение и мой внук. Да почти 90 процентов дошкольников (по медицинским данным) имеют то или иное речевое нарушение. Конечно, потом у детей будут затруднения при обучении в школе и возможная неуспешность в жизни.
Знаю, что логопедическая помощь должна оказываться разными учреждениями. Это и спецгруппы в детсадах, кабинеты при детских поликлиниках, школах, гороно. То есть у родителей должен быть выбор. Но есть ли возможность получить в Камышлове квалифицированную логопедическую помощь? Узнала и прослезилась…
Вам очень повезло, если вы работник прокуратуры, суда или милиции, на крайний случай — мать-одиночка, то есть родители-льготники. У вашего малыша есть возможность попасть в детский сад и заниматься с логопедом. Хотя и здесь не все так безоблачно. Одному ребенку нужно чуть-чуть поправить звукопроизношение, а другому — заниматься несколько лет.
А как получилось в нашем городе? Закрыли спецгруппы в детских садах, сделали логопункты. Сказали, что будет в детском саду № 12 одна группа, где соберут всех проблемных детей. Наобещали золотые горы: группа 10 человек, массаж, физиопроцедуры, логопед. А что в итоге? Логопункт для «сложных» детей — это что мертвому припарка. В поликлинике логопеда тоже сократили. Как быть тем родителям, у которых дети имеют речевые нарушения, а садик, при нынешних темпах продвижения очереди, можно дождаться лишь к совершеннолетию ребенка? На платной основе водить его к логопеду у многих нет возможности, ведь это достаточно дорого.
Создается впечатление, что разваливается все, что было создано ранее. В детских садах сначала сократили психологов, затем — тренеров по физической культуре. Кто будет следующим? Под предлогом недостатка финансирования убрали из школ логопедов. Разве дети стали здоровее или проблем у них меньше? Как аукнется такое отношение в дальнейшем?
Я думаю, многие родители меня поддержат. Уважаемые руководители, хотелось бы услышать ваше мнение по данному вопросу: не слишком ли легкомысленно рубить сук, на котором сидишь? Ведь дети — наше будущее. Может, экономить можно на чем-нибудь другом?»
Автор письма не захотел указать свою фамилию в газете. Но тема, затронутая им, достаточно актуальна. Мы обратились за комментарием в городской отдел образования.
Так должно быть… Эта фраза из письма читателя газеты «Камышловские известия», который знает, как и что нужно сделать, чтобы дети нашего города не были косноязычными и стали успешными в школе. Считаем, что претензии, высказанные в адрес отдела образования, не обоснованны и не корректны.
Ностальгия о прошлом у многих засела глубоко в душу. Нам тоже хотелось сохранить то, что когда-то сами создали. А сделано было немало: сменилась видовая принадлежность всех ДОУ. Они стали «комбинированными детскими садами», то есть в них были созданы группы компенсирующего вида: для детей с нарушениями речи (логопедические), для часто болеющих (ДОУ № 92), с туберкулезной интоксикацией (ДОУ № 14). В школах были открыты логопедические пункты, введены ставки психологов, логопедов, социальных педагогов.
Но жизнь не стоит на месте, к сожалению, происходят изменения и не всегда в лучшую сторону, в том числе и в системе образования. Так, с 1992 по 1994 год закрыли 12 ДОУ, что было вызвано уменьшением количества рождающихся — с 340 до 165. Но начиная с 1996-го, ни один детский сад не закрылся!
С 2004 года в городе увеличилась рождаемость, и мест в детсадах стало катастрофически не хватать. Проблема городским отделом образования решалась. С большим трудом вернули здание ДОУ № 17 (сейчас это детсад № 1), восстановили некогда закрытые группы, открыли отделение дошкольного образования в ОУ № 7, приняли нормативный документ об увеличении количества детей в группах (в соответствии с проектной мощностью зданий и заключением Роспотребнадзора), который тут же был приостановлен прокуратурой, закрыли логопедические группы, которые могли посещать только 10-15 дошкольников, и за счет этого в ДОУ были дополнительно приняты 60 детей.
Ребята же, имеющие нарушения речи, не остались без помощи специалистов: во всех дошкольных образовательных учреждениях были открыты логопедические пункты, что позволяет в настоящее время принять большее количество (от 20 до 30) нуждающихся в помощи. С имеющими тяжелые нарушения речи специалисты занимаются индивидуально, а вот закреплять навыки правильного произношения звуков, построения предложений должны не только воспитатели, но и родители, которые, если их ребенок не посещает детский сад и имеет нарушения речи, могут обратиться за консультацией к учителю-логопеду в любое ДОУ города.
Для дошкольников со сложными диагнозами в Свердловской области когда-то были открыты специализированные «речевые» сады, но сейчас их нет, а муниципальные ДОУ в настоящее время ими не могут быть. Планируется в 2011 году восстановление логопедической группы в детсаду № 12, но пока для ее открытия средств в бюджете недостаточно. В ДОУ № 92 и 14 сохранены группы оздоровительной направленности для часто болеющих и с туберкулезной интоксикацией (наполняемость каждой — 15 человек).
Ставки психологов в детсадах не сокращены, но в связи с отсутствием специалистов не разрешается эти функции исполнять непрофессионалам. Занятия по физическому воспитанию всегда проводились воспитателями, и то, что эта работа стала выполняться тренерами-преподавателями ДЮСШ, а затем инструкторами по физической культуре, было хорошо, но экономически нецелесообразно. Мы хотим, чтобы юным горожанам своевременно оказывалась психологическая и логопедическая помощь, но самое главное — чтобы все дети имели возможность посещать детский сад.
Второй блок вопросов, заданный читателем, касается школы. Правительство РФ, министерство общего и профессионального образования области реализуют комплексные проекты модернизации, куда входят пять направлений.
Остановимся только на одном — экономическом. Правительство РФ поставило перед школой несколько задач: наполняемость в классах — 25 человек, соотношение численности педагогического и административно-управленческого и обслуживающего персонала — 65/35, количество учащихся 10-11 классов должно быть более 150 человек в каждой школе. На сегодня ни один из этих показателей в городе не соответствует требованиям, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств (в 2008 г. — 25 млн. руб., в 2009 г. — 12 млн. руб.). Считается неэффективным, если в классе
18-20 человек, если в ОУ есть психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, так как они не являются педагогическими работниками (педагогами считаются лишь те, кто ведут учебные часы). Сокращены не только ставки специалистов, но и заместителей по учебно-методической работе, обслуживающего персонала, работников школьных столовых.
В России повсеместно закрываются школы, объединяются классы, увольняются специалисты, и все это делается лишь с одной целью — чтобы расходы на образование были эффективными. Хорошо, что жители Камышлова неравнодушны к указанным выше проблемам, но, к сожалению, меняются требования к условиям, содержанию, качеству образования, а мы обязаны выполнять государственные программы.
Лидия КОЛУПАЕВА, начальник городского отдела образования.
Елена ЧИСТЯКОВА, специалист отдела образования.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»