Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
24 ноября 2012, 12:00

Камышловские фотографы – братья Козловы



Край родной

Известно, что в Камышлове в начале ХХ века жил фотограф Козлов. В местной газете «Заря народоправства» за 17.09.1917 г. опубликован список кандидатов в гласные Камышловского уездного земства. В этом списке от партии социал-демократов значится Козлов Николай Иванович, 44-х лет, художник-фотограф, и адрес – ул. Острожная (ныне Урицкого), «Фотография Козлова». Есть и другие сведения, будто бы фотография Козлова находилась на улице Фроловской (Р. Люксембург), и даже мне называли дом, в котором она была.

Недавно я получил от известного в Екатеринбурге краеведа Виталия Васильевича Шитова ксерокопии интересного архивного документа –прошение камышловского фотографа Ивана Ивановича Уральского. Меня озадачила эта фамилия, но когда посмотрел подпись «И. Уральский (Козлов)», стало ясно, что это один из братьев Козловых — известных в Екатеринбурге и Камышлове фотографов.
В прошении он просит вернуть национализированный у него дом в Камышлове и кратко описывает свою биографию. Привожу дословно эту часть прошения, сохраняя стиль написанного.
«В Екатеринбургский губернский Исполком от фотографа Ивана Ивановича Уральского, живущего в городе Камышлове по Фроловской, № 4.
Прошение.
Я — сын бедного крестьянина Артинского завода Красноуфимского уезда. Выучившись в детстве самоуком фотографии, личным упорным трудом (около 15 лет путешествовал по Уралу), не зная праздников, отказывая себе в необходимом, теряя здоровье (при трех мобилизациях был забракован вовсе), скопил за 23 года сбережение, на которое в гор. Камышлове в 1917 году купил дом. В 1919 году, с приходом чехов, я в первые же часы за работу и сочувствие Советвласти был арестован. Просидел в тюрьме год, и в день бегства белых случайно спасся от расстрела. В течение года моего пребывания в тюрьме у меня в доме на полном моем иждивении находились приехавшие с родины, из Красноуфимского уезда, где их притесняли белогвардейцы, в количестве 14 человек с малолетними детьми три семейства, некоторые отцы которых погибли на фронте, а иные отступили далее с Красной Армией. С восстановлением Советвласти, с 1919 по 1922 год, я исключительно делал государственные фотографические работы по твердым ценам, какие существовали в государственной фотографии гор. Екатеринбурга, причем от государства не получал ни жалования, ни материала. При изменении экономической политики Камышловский президиум уисполкома своим постановлением от 8 ноября 1921 года за № 86 у меня национализировал дом совместно со специальной личного моего предприятия фотографии павильоном. Такое постановление не только не соответствует декрету ВЦИК от 20 августа 1918 года, но прямо противоречит основным его положениям».
Далее он приводит содержание параграфов постановления ВЦИК, которые нарушил Камышловский уездный Исполком, и продолжает: «Из приложенного при сем в фотографической копии плана моего дома видно, что в нижнем этаже имеется одна квартира в двух небольших комнатах с кухней, которая сдается в наем, а второй этаж из 4-х комнат занимают фотография и моя семья из 6-и человек. Я полагаю, при национализации Уисполком руководствовался оценкой в 10.000 руб. не доходностью и размером моего дома, а лишь красивым видом и отделкою, которую я произвел как необходимую при моем художественном предприятии – фотографии. И, кроме всего этого, мой дом находится далеко от центра города — при одной из наименьших в городе подворной площади. На основании всего вышеизложенного прошу Губисполком рассмотреть мое ходатайство применительно к декрету об отмене собственности (собр. узак. 1918 г., № 62, ст. 674) и инструкции демуниципализации домов, изданной Народн. Комис. Внутрен. Дел 12 декабря 1921 года, и дом передать в мое распоряжение. К сему подписуюсь И. Уральский (Козлов), 20 июля 1922 года, гор. Камышлов».

Дом Ивана Козлова сохранился до сего времени. Получается, что в Камышлове в одно время жили два брата, и у каждого была своя фотография. У Николая Ивановича — на ул. Урицкого, а у Ивана Ивановича – на Р. Люксембург.
О дальнейшей судьбе братьев Козловых рассказал мне упомянутый выше В.В. Шитов.
Иван Иванович Козлов уехал из Камышлова в Челябинск. Там его след затерялся. Его брат Николай Иванович в период репрессий 30-х годов был арестован и расстрелян. Третий брат – Александр — в гражданскую войну был комиссаром. Позднее поселился в Тюмени. Работал фотографом, вышел на пенсию, умер своей смертью. Был еще четвертый брат, но сведений о нем нет.
Кроме братьев Козловых, в Камышлове были фотографы: Демин, Дрехслер, Богомолов и Бочкарев. Если первые трое более или менее известны в Камышлове, то о Бочкареве даже старожилы города не слышали. Его след случайно обнаружил в журнале Камышловской уездной земской управы за 1901 год. В нем опубликован «Общий очерк о состоянии министерских и земских училищ в Камышловском уезде, 1900-1901 учебный год». В нем, в частности, говорится, что Камышловская уездная земская управа покупает для волшебных фонарей, которые имеются в училищах, картины на стекле и стекловидной бумаге у фотографов
С.-Петербурга, Вологды, Оренбурга и у камышловского фотографа Бочкарева. Картины Бочкарева, по мнению управы, чистой работы и раскрашенные, т. е. цветные. Оценивает она их как первосортные и покупает по одному рублю 60 копеек за штуку, а это была высокая цена.

Игорь БАЛЫБЕРДИН.

Читайте также:  Эту красоту мы обязаны сохранить

© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Виктор:

    Дополнителная информация.

    Братья Николай, Александр и Иван Козловы профессионально фотографией начали заниматься на привокзальной площади: небольшой мобильный павильон обслуживал скучающих в ожидании поезда пассажиров. Со временем дело развивалось и фотографические ателье Козловых появлялись в Камышлове, Тюмени, Самаре, Саратове, Ялте. В Екатеринбурге о них впервые услышали в 1910 г. — фотография «Рембрандтъ» на Покровском проспекте. 22. Козловых отличали необычайная изобретательность в фонах, подставках и костюмах. Не в пример другим фотографам, они активно участвовали в общественной жизни города: старший из братьев — Николай, многие годы был старостой мещанского собрания, Александр — большевик. Конец ус-пешному делу Козловых положила Февральская революция: в апреле 1917 г. мастерскую пришлось срочно закрыть и продать. Дальше жизнь развела братьев: Николай стал художником, Александр — техруком «Фотоартели», Иван -цинкографом в типографии

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.