Пограничник-кавалерист Борис Журавлёв на службе в Кушке. 1950 год
Времена гарцующих красавцев гусар и конницы Будённого давно в прошлом. Верхом на конях военных сегодня можно увидеть только в особых случаях, разве что на парадах. А между тем были, и не так уж давно, всего лет 50-60 назад, в советской армии конные отряды, пока их не вытеснила техника. Даже среди пограничников существовали подразделения кавалеристов. Впрочем, что тут удивительного? Говорят, первыми пограничниками были Илья Муромец со товарищи –богатырями. А они, как известно, пешком не ходили, только верхом врагов русских били.
И среди камышловского пограничного братства есть свой кавалерист – Борис Васильевич Журавлёв. Охранять границы Родины ему пришлось самые разные, куда только не забрасывали его приказы командования.
1953 год. Первый пункт назначения – учебная часть в городе Кяхта Бурят-Монгольской ССР. Здесь и оказался рядовой Журавлёв, призванный из Камышловского горвоенкомата. Второй пункт – село Казакевичево на реке Уссури в 50 километрах от Хабаровска, сержантская школа. Сначала была обычная учёба, как везде, а потом пришёл приказ: обучить верховой службе. И стал будущий сержант Журавлёв учиться ездить верхом. Да не только ездить, но и границу Родины охранять.
Третий пункт назначения – село Иннокентьевка на Амуре, где недалеко пролегала советско-китайская граница. Там началась основная служба Бориса Васильевича, совершали конные объезды участков флангов. Потом пришёл приказ: заставу расформировать. И Бориса Журавлёва перебросили с востока в самую южную точку СССР – Кушку, в Туркменскую ССР, на границу с Афганистаном.
– Это было не на востоке служить, – говорит Борис Васильевич. – Первое время не знал, как от жары спастись. Идём как-то с младшим наряда, говорю ему: пить хочу. Он советует: попей из речки. Я наклонился, попробовал – а вода в ней горько-солёная, хотя в самом городке течёт пресная. Кругом горы. Жара невыносимая, а в ущелье заедешь – хоть тулуп надевай. Дорог там не было, застава стояла прямо в ущелье.
Борис Васильевич Журавлёв
– Часто давали команду на рубку лозы шашкой, – рассказывает Борис Васильевич в завершение разговора. – Что это значит? Проложен прямой паркур, а справа и слева стоит лоза. И надо быстро проехать и срубить всю лозу, да так, чтобы было правильное положение руки. Рубанёшь неправильно – руку отобьёшь. Много всего было. Там некогда было ни спать, ни дремать. Но самое главное – мы все были как одна семья, и всё у нас было общее. И считаю, у пограничников самая трудная служба: в других войсках все взводами, группами. А у нас – один идёшь в ночь-полночь и не знаешь, что тебя впереди ждёт.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова и из личного архива Б. Журавлёва.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
С Праздником!