Вт, 2 Июн. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
15 февраля 2016, 14:00

Кинопрокат: от рассвета до заката



kinoГалина ШИПИЦЫНА

Сегодня я в гостях у старшего редактора кинопроката Галины Викторовны Несытых, пью вкусный чай и слушаю неторопливый рассказ о том времени, когда она практически руководила нашим киноразвитием, составляя репертуар для кинотеатра «Заря».

 

360 киноустановок

Кинопрокат был организован в пятидесятые, но вначале это был даже не кинопрокат, а перевалочная база, сюда из Свердловска привозили коробки с фильмами, а отсюда – уже дальше. Галина Викторовна вспоминает, что когда в 1963-м пришла работать, кинопрокат теснился в совсем маленьком здании и вмещал реставрационную мастерскую, аппаратную, просмотровый зал и маленький кабинет для директора и методистов. Только позже, уже когда его возглавил Анатолий Онуфриевич Фоминых, был сделан пристрой. Тогда увеличился коллектив, расширился фильмофонд (здесь хранилось более 1000 копий художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных фильмов).

Коллектив камышловского кинопроката (21 сотрудник) обслуживал семь соседних городов и, соответственно, районов: Богданович, Пышму, Талицу, Сухой Лог, Тугулым, Байкалово, Ирбит. Плюс сам Камышлов с киноустановками в ДК УИЗ, клубе «40 лет Октября», клубе Свердлова, на кожзаводе, в районе Закамышловки и в Обухово.

– В общей сложности, – вспоминает Галина Викторовна, – было 360 киноустановок.

Старший редактор (так называлась должность, которую много лет она занимала) составлял для каждого кинотеатра или киноустановки расписание-репертуар на месяц. Старалась учесть всё: пожелания зрителей, директивы сверху, распоряжения отделов культуры, интересы жителей в будни и праздники.

 

Полный аншлаг!

Вы помните кинотеатр «Заря» в его лучшие годы? В кассу выстраивалась длиннющая очередь, а потом с заветными голубыми билетиками все проходили в полутёмный зал, чтобы на два часа перенестись в другой мир. И именно Г.В. Несытых составляла репертуар киножизни камышловцев и их соседей.

– У нас фильмы всегда демонстрировали при полном аншлаге – в кинотеатре «Октябрь», потом по 5-6 дней – в «Заре». Телевидение ещё только начиналось, развлечений было мало. А ведь раньше в каждом фильме звучали песни, музыка, спокойные они были, добрые, патриотичные. А сейчас – стрельба, стрельба… Я и не смотрю эти фильмы, а старые – с удовольствием. Большим спросом пользовались зарубежные – индийские, бразильские, американские. Но их разрешали включать в репертуар не более 30 процентов по отношению к отечественным. Особенно зрители любили индийские, потому что там была такая красота, доброта, такая любовь! Недаром Андрей Андреевич Созоненко (директор клуба им. Свердлова) в начале месяца всегда звонил нам и говорил: обязательно включите мне индийские фильмы! Всё «Есению» у нас просил или «Зиту и Гиту».

Фильмы были и широкоплёночные, и узкоплёночные. На узкой плёнке в основном смотрели в сёлах и деревнях, где не было другой аппаратуры, и в учебных заведениях (например, говорит Галина Викторовна, для занятий в СПТУ-106 Роман Алексеевич Низов брал фильмы про сельское хозяйство).

Читайте также:  Моё кино

Иногда поступал заказ на какой-то фильм, которого не было на складе. Тогда Г.В. Несытых звонила на кинокопировальные фабрики и делала заявку. В Камышлов фильмы доставляли из Москвы, Казани, Рязани, Новосибирска, Свердловска.

40% доходов кинопрокат отправлял Госкино, а 60% оставалось в бюджете предприятия – на заработную плату сотрудникам и закупку новых фильмов.

 

План, цензура и «Фитиль»

Безусловно, в системе кинопроката работать было интересно. Галина Викторовна вспоминает то время (а проработала она там 33 года) очень тепло. При ней сменилось несколько директоров, и обо всех она рассказывает удивительно душевно и сердечно:

– Хорошие были директора – Сергей Терентьевич Кашин, Светлана Борисовна Михайлова, Владимир Филиппович Морозов, Любовь Георгиевна Патлина, Нелли Васильевна Кунгурцева. Коллектив у нас был дружный, мы до сих пор общаемся.

Первое время она работала на складе – принимала и выдавала фильмы. Затем – в фильморемонтной мастерской. Позже – контролёром экрана: отсматривала все поступающие фильмы, определяла их жанр, составляла аннотации, чтобы после можно было рекомендовать для просмотра в кинотеатрах.

Фильмы обязательно демонстрировались с вкладышами-журналами. Например, «Фитиль», «Ералаш», документальные, научно-популярные. И содержание каждого контролёру и редактору нужно было знать. Так что объём работы был большой.

Воспоминаний у Галины Викторовны много, одно интереснее другого. Вот, к примеру, как работала «цензором»:

– Иногда привозили фильмы с ограничением. Допустим, люди в кадре выпивают, и я должна была найти границы этого фрагмента, вырезать, а потом плёнку обратно склеить. Или тот случай, когда фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов остались на Западе в 1979-м. Их немедленно нужно было убрать из кадра во всех фильмах – и документальных, и художественных.

Позже она стала старшим редактором, составляла репертуар на месяц для каждого кинотеатра. Знала содержание всех фильмов. Немало было и любимых, которые Галина Викторовна с удовольствием пересматривает и сегодня, – «А зори здесь тихие…», «Женщины», «Карнавальная ночь»…

Так работал кинопрокат почти полвека. А потом стало развиваться телевидение, в семьях появились видеомагнитофоны, в кинотеатры люди стали ходить реже, кинопрокат перестал выполнять план, начались первые сокращения штата. И постепенно деятельность его прекратилась совсем, отразив, впрочем, ситуацию, сложившуюся в 90-е годы по всей стране.

– У меня была интересная и запоминающаяся работа, я её очень любила, – заканчивает рассказ Галина Викторовна. – Мы работали для людей, старались, чтобы им было интересно, недаром так все любили ходить в кино. А сейчас? Если кинотеатр в городе и возродят, кинопроката уже не будет…

Фото предоставил Виктор Буньков.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 8 комментариев
  1. Николай:

    А какое она имела право вырезать что-то?Ведь если фильм снят не без разрешения вышестоящих органов,одобрен к просмотру различными комиссиями и худсоветами,значит он готов к прокату и его могут смотреть все.Самовольно что ли вырезала?А что сцену в бане в фильме «А зори здесь тихие» не вырезала?Весь Камышлов из-за этой сцены смотреть ходил.В Заре был 21 ряд,так мне билеты только на 6 ряду достались тогда.

  2. ljudmila:

    @ Николай:
    А здесь,наверное,уже горком КПСС свои ценные указания давал на месте.Был свой отдел культуры,тоже исполняли все указания и рекомендации.Ну и исполнители тоже бегут вперёд паровоза по принципу-как бы чего не вышло. sad

  3. Sosedka:

    По-моему, указания централизованно отправлялись, а делали на местах, потому что количество кинокопий огромное было.
    Тогда же киноточки практически в каждой деревне были.
    В Борисово (конец 60-х) школы уже не было, а кино еще показывали. Киномеханик из Володино дядя Вася (не помню отчество) Старков с банками пройдет — и мы в клуб.
    Потом только в Володино киноточка была, в Борисово мало народа осталось.

  4. ljudmila:

    @ Sosedka:
    Сейчас Борисово возрождается!Там по моему экопоселение очень активно жизнь восстанавливают!

  5. Ded:

    Да никто ей никаких указаний не давал, сама хотела быть «святее папы римского», хотя какое ей дело было до этого, отбрехалась бы, в случае наезда, что мол фильм уже проверили в Москве и он одобрен боссами от кино, написано же на афише, «до 16 лет», какие ещё вопросы? Анекдот про монашку, свечку и презерватив как раз про подобную ситуацию.
    @ ljudmila:

    Сейчас Борисово возрождается!

    Всё таки я не стал бы называть это возрождением деревни. В деревне должны жить крестьяне, а поселение сектантов это совсем другое. @ ljudmila:

  6. Sosedka:

    @ Ded,
    похоже, вы плохо представляете, как раньше работали идеологические учреждения.

  7. Ded:

    Я хорошо представляю, но спорить с вами не буду, просто предложу вчитаться в статью. Так нигде не написано, что кто-то из идеологического отдела горкома предлагал ей дополнительно что-то выстричь. Все необходимые вырезки уже были сделаны при производстве копий. Ни сколько не сомневаюсь, что она вырезала дополнительно по собственной инициативе. @ Sosedka:

  8. Смешно конечно, но ещё помню как «Солома» и Вова «Пена» без всякой цензуры сверху выразили в личную коллекцию пикантные кадры smile

    Какая на идеология laugh

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: