Галина ШИПИЦЫНА
Сегодня я в гостях у старшего редактора кинопроката Галины Викторовны Несытых, пью вкусный чай и слушаю неторопливый рассказ о том времени, когда она практически руководила нашим киноразвитием, составляя репертуар для кинотеатра «Заря».
360 киноустановок
Кинопрокат был организован в пятидесятые, но вначале это был даже не кинопрокат, а перевалочная база, сюда из Свердловска привозили коробки с фильмами, а отсюда – уже дальше. Галина Викторовна вспоминает, что когда в 1963-м пришла работать, кинопрокат теснился в совсем маленьком здании и вмещал реставрационную мастерскую, аппаратную, просмотровый зал и маленький кабинет для директора и методистов. Только позже, уже когда его возглавил Анатолий Онуфриевич Фоминых, был сделан пристрой. Тогда увеличился коллектив, расширился фильмофонд (здесь хранилось более 1000 копий художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных фильмов).
Коллектив камышловского кинопроката (21 сотрудник) обслуживал семь соседних городов и, соответственно, районов: Богданович, Пышму, Талицу, Сухой Лог, Тугулым, Байкалово, Ирбит. Плюс сам Камышлов с киноустановками в ДК УИЗ, клубе «40 лет Октября», клубе Свердлова, на кожзаводе, в районе Закамышловки и в Обухово.
– В общей сложности, – вспоминает Галина Викторовна, – было 360 киноустановок.
Старший редактор (так называлась должность, которую много лет она занимала) составлял для каждого кинотеатра или киноустановки расписание-репертуар на месяц. Старалась учесть всё: пожелания зрителей, директивы сверху, распоряжения отделов культуры, интересы жителей в будни и праздники.
Полный аншлаг!
Вы помните кинотеатр «Заря» в его лучшие годы? В кассу выстраивалась длиннющая очередь, а потом с заветными голубыми билетиками все проходили в полутёмный зал, чтобы на два часа перенестись в другой мир. И именно Г.В. Несытых составляла репертуар киножизни камышловцев и их соседей.
– У нас фильмы всегда демонстрировали при полном аншлаге – в кинотеатре «Октябрь», потом по 5-6 дней – в «Заре». Телевидение ещё только начиналось, развлечений было мало. А ведь раньше в каждом фильме звучали песни, музыка, спокойные они были, добрые, патриотичные. А сейчас – стрельба, стрельба… Я и не смотрю эти фильмы, а старые – с удовольствием. Большим спросом пользовались зарубежные – индийские, бразильские, американские. Но их разрешали включать в репертуар не более 30 процентов по отношению к отечественным. Особенно зрители любили индийские, потому что там была такая красота, доброта, такая любовь! Недаром Андрей Андреевич Созоненко (директор клуба им. Свердлова) в начале месяца всегда звонил нам и говорил: обязательно включите мне индийские фильмы! Всё «Есению» у нас просил или «Зиту и Гиту».
Фильмы были и широкоплёночные, и узкоплёночные. На узкой плёнке в основном смотрели в сёлах и деревнях, где не было другой аппаратуры, и в учебных заведениях (например, говорит Галина Викторовна, для занятий в СПТУ-106 Роман Алексеевич Низов брал фильмы про сельское хозяйство).
Иногда поступал заказ на какой-то фильм, которого не было на складе. Тогда Г.В. Несытых звонила на кинокопировальные фабрики и делала заявку. В Камышлов фильмы доставляли из Москвы, Казани, Рязани, Новосибирска, Свердловска.
40% доходов кинопрокат отправлял Госкино, а 60% оставалось в бюджете предприятия – на заработную плату сотрудникам и закупку новых фильмов.
План, цензура и «Фитиль»
Безусловно, в системе кинопроката работать было интересно. Галина Викторовна вспоминает то время (а проработала она там 33 года) очень тепло. При ней сменилось несколько директоров, и обо всех она рассказывает удивительно душевно и сердечно:
– Хорошие были директора – Сергей Терентьевич Кашин, Светлана Борисовна Михайлова, Владимир Филиппович Морозов, Любовь Георгиевна Патлина, Нелли Васильевна Кунгурцева. Коллектив у нас был дружный, мы до сих пор общаемся.
Первое время она работала на складе – принимала и выдавала фильмы. Затем – в фильморемонтной мастерской. Позже – контролёром экрана: отсматривала все поступающие фильмы, определяла их жанр, составляла аннотации, чтобы после можно было рекомендовать для просмотра в кинотеатрах.
Фильмы обязательно демонстрировались с вкладышами-журналами. Например, «Фитиль», «Ералаш», документальные, научно-популярные. И содержание каждого контролёру и редактору нужно было знать. Так что объём работы был большой.
Воспоминаний у Галины Викторовны много, одно интереснее другого. Вот, к примеру, как работала «цензором»:
– Иногда привозили фильмы с ограничением. Допустим, люди в кадре выпивают, и я должна была найти границы этого фрагмента, вырезать, а потом плёнку обратно склеить. Или тот случай, когда фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов остались на Западе в 1979-м. Их немедленно нужно было убрать из кадра во всех фильмах – и документальных, и художественных.
Позже она стала старшим редактором, составляла репертуар на месяц для каждого кинотеатра. Знала содержание всех фильмов. Немало было и любимых, которые Галина Викторовна с удовольствием пересматривает и сегодня, – «А зори здесь тихие…», «Женщины», «Карнавальная ночь»…
Так работал кинопрокат почти полвека. А потом стало развиваться телевидение, в семьях появились видеомагнитофоны, в кинотеатры люди стали ходить реже, кинопрокат перестал выполнять план, начались первые сокращения штата. И постепенно деятельность его прекратилась совсем, отразив, впрочем, ситуацию, сложившуюся в 90-е годы по всей стране.
– У меня была интересная и запоминающаяся работа, я её очень любила, – заканчивает рассказ Галина Викторовна. – Мы работали для людей, старались, чтобы им было интересно, недаром так все любили ходить в кино. А сейчас? Если кинотеатр в городе и возродят, кинопроката уже не будет…
Фото предоставил Виктор Буньков.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
А какое она имела право вырезать что-то?Ведь если фильм снят не без разрешения вышестоящих органов,одобрен к просмотру различными комиссиями и худсоветами,значит он готов к прокату и его могут смотреть все.Самовольно что ли вырезала?А что сцену в бане в фильме «А зори здесь тихие» не вырезала?Весь Камышлов из-за этой сцены смотреть ходил.В Заре был 21 ряд,так мне билеты только на 6 ряду достались тогда.
@ Николай:
А здесь,наверное,уже горком КПСС свои ценные указания давал на месте.Был свой отдел культуры,тоже исполняли все указания и рекомендации.Ну и исполнители тоже бегут вперёд паровоза по принципу-как бы чего не вышло.
По-моему, указания централизованно отправлялись, а делали на местах, потому что количество кинокопий огромное было.
Тогда же киноточки практически в каждой деревне были.
В Борисово (конец 60-х) школы уже не было, а кино еще показывали. Киномеханик из Володино дядя Вася (не помню отчество) Старков с банками пройдет — и мы в клуб.
Потом только в Володино киноточка была, в Борисово мало народа осталось.
@ Sosedka:
Сейчас Борисово возрождается!Там по моему экопоселение очень активно жизнь восстанавливают!
Да никто ей никаких указаний не давал, сама хотела быть «святее папы римского», хотя какое ей дело было до этого, отбрехалась бы, в случае наезда, что мол фильм уже проверили в Москве и он одобрен боссами от кино, написано же на афише, «до 16 лет», какие ещё вопросы? Анекдот про монашку, свечку и презерватив как раз про подобную ситуацию.
@ ljudmila:
Всё таки я не стал бы называть это возрождением деревни. В деревне должны жить крестьяне, а поселение сектантов это совсем другое. @ ljudmila:
@ Ded,
похоже, вы плохо представляете, как раньше работали идеологические учреждения.
Я хорошо представляю, но спорить с вами не буду, просто предложу вчитаться в статью. Так нигде не написано, что кто-то из идеологического отдела горкома предлагал ей дополнительно что-то выстричь. Все необходимые вырезки уже были сделаны при производстве копий. Ни сколько не сомневаюсь, что она вырезала дополнительно по собственной инициативе. @ Sosedka:
Смешно конечно, но ещё помню как «Солома» и Вова «Пена» без всякой цензуры сверху выразили в личную коллекцию пикантные кадры
Какая на идеология