О создании первого космического корабля, поднявшего человека на околоземную орбиту.
Одна из задач объявленного президентом года науки и технологий – рассказать, какими достижениями и учёными может гордиться наша страна. Наверняка неслучайно тематика года приурочена к юбилею первого полёта человека в космос. Накануне этого знаменательного события самое время вспомнить о достижении отечественных инженеров-конструкторов, задавших фору иностранным коллегам на несколько лет вперёд.
Вскоре после сообщения о первом полёте человека в космос название корабля-спутника «Восток» стало нарицательным по всему миру. Оно символизировало триумф советской инженерной мысли. Космические аппараты этой серии продолжали выполнять научные задачи до 1963 года и послужили основой для следующего поколения кораблей.
Почему же «Восток»? Один из ведущих сотрудников Особого конструкторского бюро № 1 (ныне – ракетно-космическая корпорация «Энергия») Владимир Васильевич Молодцов в своих мемуарах пишет: «Однажды состоялся неофициальный конкурс предложений по названию корабля. Предлагалось несколько вариантов. Я же предложил название «Восток». Подоплёкой здесь был известный в то время афоризм «Ветер с Востока преобладает над ветром с Запада», а поскольку, создавая свой корабль, мы стремились опередить Запад, то есть Америку, то слово Восток как раз подходило. Этот вариант был одобрен и принят руководством в качестве официального названия».
Интересно, что аналогичное название ракеты-носителя, обеспечившей вывод корабля на околоземную орбиту, после полёта оставалось тайной. В выпусках камышловской газеты «Знамя коммуны» от 13 и 16 апреля 1961 года корабль-спутник уже имеет имя собственное и преподносится как выдающееся достижение советской науки, а о легендарной ракете – почти ни слова. По информации ТАСС, так было во всей советской прессе того времени. Возможно, это связано с милитаристским прошлым – проект носителя был разработан на основе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, созданной ранее для ядерной войны. Со всеобщим миром и разоружением, к которому призывали советские власти в начале 1960-х годов, это плохо увязывалось. Название ракеты «Восток» перекочевало из секретных документов в СМИ лишь в 1967 году после авиасалона во французском Ле-Бурже, где впервые показали её макет.
Космический пинг-понг
Наряду с первым космонавтом наши учёные стали первопроходцами. В ОКБ № 1 под руководством конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва фактически создавалась новая отрасль, до той поры несуществовавшая. Успешно запускать на орбиту корабли-спутники, в том числе с животными, наша наука уже умела. Работы в этом направлении велись с весны 1957 года. Но полёт человека всё ещё оставался на грани фантастики.
Проектирование систем жизнеобеспечения корабля впервые выдвинуло ряд задач, не имевших аналогов в мировой практике. Как техника и космонавт будут функционировать в условиях невесомости? Как конденсировать пар в кондиционере, транспортировать жидкости, обеспечить космонавта питьём? Решение таких, казалось бы, мелких задач положило начало целому научному направлению – гидродинамике и тепло-, массообмену в условиях микрогравитации.
Выдающийся инженер-разработчик ОКБ № 1 Константин Петрович Феоктистов вспоминал, что одной из главных проблем был поиск оптимальной формы возвращаемой на Землю части корабля.
«Рассматривались различные конфигурации: конус с различными углами раскрытия и радиусами затупления, обратный конус, зонт, закруглённые цилиндры и прочее, – рассказывал конструктор. – Однажды мы стали анализировать полусферу, и вдруг пришла мысль: а почему, собственно, не взять сферу? И мы остановились на сфере».
Поначалу инженеры опасались, что при падении шар будет крутиться и это не позволит в нужный момент ввести в действие парашют. Их сомнения разрушил пинг-понг, игрой в который учёные увлекались во время обеденного перерыва. С помощью шарика и наклеенного на него куска пластилина смоделировали аппарат со смещённым центром тяжести. Сброшенная со второго этажа модель приземлялась точно на пластилиновую нашлёпку. Так была экспериментально продемонстрирована устойчивость падения будущего корабля.
Сферическая форма спускаемого аппарата – одно из тех простых и изящных решений, которые, в конечном счёте, позволили сделать его более эффективным по сравнению с аналогичной заокеанской разработкой. К примеру, системы жизнеобеспечения корабля «Восток» были рассчитаны на 10 суток пребывания в космосе, в то время как на американском «Меркурии» астронавт мог находиться в полёте лишь 1,5 суток.
Если бы не пресловутая космическая гонка, в которую оказались втянуты инженеры, первый пилотируемый корабль мог быть более совершенным и безопасным. Из-за сжатых сроков ряд его компонентов не успели завершить вовремя. Пришлось пожертвовать системой аварийного спасения на старте, системой мягкой посадки, дублирующей тормозной установкой.
Сам Гагарин, судя по воспоминаниям коллег, бесконечно верил в Королёва и создаваемую под его руководством технику. Однако степень риска прекрасно осознавал и был готов пожертвовать жизнью ради престижа своей страны. За два дня до исторического полёта он написал письмо, в котором прощается со своей супругой и детьми.
Но, как известно, закончилось всё благополучно, в том числе и в политическом плане. Американец Алан Шепард полетел в космос лишь 5 мая 1961 года. В контексте гонки это достижение оказалось не только запоздалым, но и более скромным. Американская ракета-носитель «Редстоун» не могла доставить корабль на околоземную орбиту. Он поднялся на высоту 187 км и через 15 минут вернулся обратно, приводнившись в Атлантическом океане. США признали наше первенство, а уже через девять лет выступили с инициативой совместного космического проекта «Союз – Аполлон».
По материалам открытых источников подготовил Илья ЗЫРЯНОВ
На фото. Сергей Павлович Королёв, советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР, академик АН СССР.
© Редакция газеты «Камышловские известия»