Международный день охраны объектов культурного наследия
В Камышлове «сидячих» памятников нет, зато много исторических зданий
Кто не помнит эту знаменитую фразу из кинофильма «Джентльмены удачи». Диалог Феди, которого играл Савелий Крамаров, и милиционера: Сидящий? – Кто? – Ну, памятник, сидит, стоит?
– Вот чудак – человек, кто ж его посадит? Он же памятник!..
Мы привели его для привлечения внимания к проблеме, о которой собираемся сегодня поговорить с А.М. Петрушко, на протяжении последних 13 лет возглавляющего Камышловский филиал научно-производственного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.
– Анатолий Максимович, напомните нашим читателям, чем же конкретно занимается ваша организация, каковы направления вашей деятельности?
– Само название Центра – научно-производственный – говорит о направлениях его деятельности. По заявке пользователя или собственника специалисты Центра проводят инженерные обследования зданий-памятников, выдают заключения о состоянии несущих конструкций, разрабатывают проектно-сметную документацию и, при необходимости, проводят ремонтно-восстановительные работы. В Камышлове примером работы специалистов Центра стали обследование и ремонт зданий ДЮСШ и педагогического колледжа по ул. Маяковского, 1 и 11. В начале этой работы стоят специалисты филиалов Центра, представляющих его на местах. Всего в области работают восемь филиалов в основных исторических городах.
– Что значит в «исторических», ведь каждый город или поселение имеют свою историю?
– Да, конечно. Но в данном случае, «историческими» принято называть поселения, имеющие материальное, историческое наследие одно-трехвековой давности.
– И что из себя представляет это наследие в Камышлове?
– У нас более 200 кирпичных и деревянно-кирпичных зданий в зоне исторической застройки, они ярко представляют собой «строительную моду» XIX – начала XX веков. В сёлах Камышловского района примерно такая же картина. Жаль, конечно, что от ХVII и ХVIII веков практически ничего не осталось. Дерево недолговечно, если о нём не заботиться. Так ведь и от деревянной Москвы остались одни воспоминания. Возвращаясь к теме, следует сказать, что памятниками утверждена только малая часть нашего наследия. Официально зданий-памятников в городе всего 35. Они делятся на памятники истории, связанные с определёнными, зачастую политическими, событиями, личностями, и памятники культуры (архитектуры).
Кроме того, мы подготовили материал по 20 объектам для объявления их памятниками истории и культуры местного (муниципального) значения. В своё время этот перечень затребовало у нас министерство культуры области. Материалы мы передали в администрацию и Думу Камышлова. Именно они должны утвердить после определённых процедур эти объекты памятниками и взять их под муниципальную охрану.
– Значит, ваш филиал вот этим и занимается – составлением реестра памятников, подготовкой и сбором документов по каждому из них, наблюдением за сохранностью?
– Ну, реестр – это прерогатива государственных органов, мы только готовим материалы для регистрации памятников. У нас в области госорганом охраны ОКН (объектов культурного наследия) с осени 2012 года стало министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). По его заданию филиалы НПЦ готовят описания предмета охраны. Иногда к этой работе необходимо подключать специалистов Центра. Кроме того, никто не освобождал нас от рутинной повседневной работы, а именно: общение с собственниками и пользователями домов-памятников, проведение плановых осмотров зданий, подготовка приложений к охранным обязательствам, составление актов состояния объекта, фотофиксация и сверка чертежей, совместная деятельность с комитетом по управлению имуществом КГО. Случается, к сожалению, готовить и материал для предписания госоргана охраны памятников нерадивому собственнику (пользователю) здания-памятника.
– У вашего филиала или Центра имеются какие-либо «карательные» функции? Что вы можете сделать с собственником – нарушителем правил эксплуатации здания-памятника?
– Подобными полномочиями по закону обладает госорган по охране памятников истории и культуры (МУГИСО). Он имеет право обратиться с заявлением о нарушении собственником норм и правил по сохранению ОКН в прокуратуру и судебные органы. Наш Центр готовит информацию о собственнике, пользователе-нарушителе. Первый этап, я об этом уже говорил, – предписание собственнику об устранении нарушения или прекращении противоправных работ, угрожающих сохранности здания или утрате какого-то его элемента. Второй этап – применение норм административного или уголовного законодательства. Я таких случаев не знаю. Что касается мер воздействия, то законом предусмотрены следующие: от штрафов до изъятия из личной собственности объекта культурного наследия за сознательное причинение вреда или бездействие при его разрушении.
– Значит ли это, что главным звеном в деле сохранения объекта культурного наследия является собственник памятника? Все ли наши здания-памятники имеют собственников?
– Начну со второго вопроса. Все здания-памятники Камышлова и района являются чьей-то собственностью. Не важно, федеральная ли, областная, муниципальная или частная собственность, перед законом все равны. Беда наша в том, что не все здания имеют пользователей, часть из них стоят бесхозными и разрушаются. Это комплекс бывшего мельзавода, сгоревшая часть бывшего духовного училища по ул. Р. Люксембург, это церкви в сёлах Галкинском и Никольском. В первую очередь, это проблема собственника, он должен либо законсервировать здание (защитить от осадков и устроить водоотвод от стен), либо найти нового собственника или пользователя-арендатора. Все бесхозные здания являются муниципальной собственностью.
Что касается «главного звена», по закону, это собственник. К сожалению, наши законы об объектах культурного наследия – федеральный и областной – построены на принципе «кнута». Вот тебе обременение, вот ты обязан, вот мы тебя так… Но закон должен строиться ещё и на принципе «пряника». Ты взял в собственность здание-памятник, это большая ответственность, вот тебе налоговая льгота, вот тебе регулярное инженерное обследование на льготных условиях, вот тебе помощь при заказе проектно-сметной документации на ремонтно-восстановительные работы, вот тебе восстановление части затрат на капитальный ремонт. Всё это, конечно, при условии чёткого соблюдения правил эксплуатации здания. Возможно, наши законы зачастую не исполняются, поскольку в них нет встречного движения к исполнителям и чётко не прописаны правила игры.
Ещё один аспект проблемы – нет единства действий различных органов в деле сохранения исторического наследия. Нет единого подхода к этому делу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, нет практики спроса за дела на местах. Много раз я выходил с предложениями о проведении на областном уровне совещания-встречи в госоргане охраны памятников с участием глав или заместителей глав администраций исторических городов, архитекторов, председателей комитетов по управлению имуществом, руководителей Центра, для того, чтобы выработать единую политику в отношении сохранности ОКН, чтобы решить вопросы финансирования этой работы. Нет, говорят, это невозможно.
Хорошо, сложно в области, давайте выработаем единые требования на местах. Встретимся в администрации, в Думе с собственниками-пользователями, посмотрим в глаза друг другу, кого-то похвалим, кого-то упрекнём, обсудим предложения по улучшению ситуации, ответим на вопросы. Не получается, текучка заедает, да вроде, и вопрос не первостепенный. Мы лучше поговорим о туристской привлекательности Камышлова, предложим программу. Какая программа, если не определён статус центральной исторической зоны – улицы К. Маркса (Торговой). Проект положения о землепользовании и строительстве в этой зоне обсуждался на заседании городского архитектурно-художественного совета более года тому назад, проект отдан на рассмотрение администрации и Думы и затерялся где-то в бумагах. Есть мечты сделать улицу Торговую Камышловским Арбатом, но проекта благоустройства улицы нет. Есть желание, говорят, но нет возможности. Когда начинают говорить о причинах, надо понимать, что дела не будет. Есть ещё одна проблема малых городов: здесь все друг друга знают, появляются неприкасаемые лица, боязнь обидеть своего, даже если он порядочная «редиска». У нас есть нерадивые пользователи зданий-памятников, которым власти даже замечание делать стесняются, игнорируя наши постоянные просьбы о помощи.
– Анатолий Максимович, ну неужели всё так плохо?
– Если считать, что всё плохо, тогда с работы надо уходить. Я по натуре оптимист, и для этого есть основания. Всё больше горожан воспринимают город как свой дом. А в своём доме не гадят. Предприниматели стараются украсить фасады своих магазинов. Бывает удачно, бывает – нет. Каждый по-своему понимает меру. Есть удачные решения тротуаров, газонов, стоянок. Да и большинство наших зданий-памятников сегодня радуют глаз.
Многое зависит от руководителя. Украшают город здания торгового дома «Екатерина» (Алеев А.А.), администрации, ЗАГСов (Фёдорова И.Д.), библиотеки и магазинов «Ткани», «Обувь» (Ошивалова Т.М., Подкорытова Л.M., Кулакова Н.В.), ДЮСШ (Прожерин В.В.), педколледжа (Трифонова Н.В.), школы № 58 (Ремнёва С.А.), приводится в порядок здание школы № 1 (Крысанова А.Е.), ремонтируются вокзал (Бачурина Е.П.), Покровский собор, линейная больница (Громов В.В.). Можно называть и других собственников, пытающихся в меру своих возможностей обеспечивать сохранность памятников.
Есть и ложка дёгтя в нашем общем деле. В неудовлетворительном состоянии находится дом П.П. Бажова по ул. К. Маркса, 11, штаба ЧОНов по ул. Свердлова, 28 (собственник – администрация города). Неприглядно выглядит когда-то красивое здание бывшего духовного училища по ул. К. Маркса, 23 «б» (пользователь ЦРБ). И всё-таки хорошего больше, и хорошее должно победить, ибо человеку свойственно стремиться к красоте.
Беседовала Людмила ЧИРКОВА.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Памятники архитектуры Камышлова.
Фото Первый сайт Камышлова.
Фото Первый сайт Камышлова.
Как говорится – без комментариев.
Зачем вы их рекламируете? Надо было хоть телефоны заквадратить.
Можно подумать их с заквадраченными телефонами не найдут. )))
По торговой тоже кто во что горазд. Все выделиться хотят. Выкрасились в разные цвета, тротуары у всех разномастные, у кого вообще нет. По отдельности ничего ещё, а в целом бесвкусица полная. Убивает еще, где в одном доме три магазина и все в разные цвета выкрашены. Или, по Ленина, снизу у комерсов красиво, а сверху, там где УК должна ремонтировать, штукатурка отваливается. А в центре особо хорошее сочетание: часовня и минирынок в виде коровника. Напротив площадь лысая с желтыми заморенными ёлками.
Ляпота! Есть на что туристам посмотреть. И есть над чем посмеяться.
Интересная статья. С детства люблю смотреть на старинные здания. Есть в них какая-то загадка и очарование. Жаль, конечно, что время не щадит старины, и многое, знакомое с детства, исчезло бесследно.