Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Курс на спасение
12 февраля 2023, 12:00

Курс на спасение



Служители Покровского собора – о прихожанах, возрождении воскресных школ и новой книге

Илья ЗЫРЯНОВ

Ровно три месяца назад президент России Владимир Путин подписал указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Значение документа уже в первых строках определяется как стратегическое, касающееся национальной безопасности. И особая роль в этом отводится православию.

О результатах выбранной стратегии можно будет судить лишь спустя годы: указ конкретизирует несколько программных правовых актов с долгосрочной перспективой. Но представление о нынешнем, исходном положении дел мы сегодня попытаемся составить. По крайней мере, касаемо нашей территории.

А помогут нам в этом служители Покровского кафедрального собора – настоятель Сергий Прилипко и клирик Дионисий Ахалашвили. Встречи с ними состоялись в разное время и в разных местах. Но в некоторых моментах мы приведём мнение обоих.

Собор наш, как известно – с двухсотлетней историей. По словам исследователей, в конце XIX века число его прихожан исчислялось тысячами. Затем был долгий период гонений на церковь, а в настоящее время происходит некое её возрождение. Но сколько же людей приходят в Покровский собор сегодня?

– В воскресные дни на службе собирается человек сто, – говорит отец Сергий. – Это очень мало. Бог ведь ждёт каждого. В жизни человека есть три важнейших отношения – к Всевышнему, к людям и к самому себе. Бог говорит о своём воскрешении, предлагает вечную жизнь с ним, и уже сейчас стоит задуматься о своём будущем. Необходимость традиционных духовно-нравственных ориентиров стала особенно очевидной в наши дни, в пору не только военной, но и духовной мобилизации. Мы видим, как легко сломать представления человека о добре и зле, разжечь ненависть к целому народу.

– Представление о добре и зле даёт ведь и светская культура. Разве этого недостаточно?

– Вот как раз сейчас родителям будущих четвероклассников предстоит выбрать, что их дети будут изучать в школе: светскую этику или православную культуру? Последний из этих вариантов, на наш взгляд, более важен. В светской этике нет такого понятия, как грех. В силу этого она не может дать ответ на многие основополагающие вопросы.

– Правда ли, что нынешние прихожане – это сплошь люди великовозрастные?

Отец Сергий: Нет. Примерно четверть из них – это молодёжь, если считать таковой людей до 35 лет. У многих близкие и родственники участвуют в специальной военной операции, и они нуждаются в духовной поддержке. К слову сказать, мы и о самих воинах постоянно молимся – у нас есть список из нескольких десятков имён.

По поводу возраста бытует ошибочное суждение: мол, доживу до пенсии и тогда буду ходить в церковь. Но человек с рождения предназначен для Бога. Если мама ребёнка молится и причащается, то он, слыша и видя это, уже с раннего детства получает важные навыки. А если в семье возобладают вредные привычки и страсти – это страшно.

Отец Дионисий: Молодых людей в храме появляется всё больше. Причём не просто на пять минут – они отстаивают всю службу до конца. Приходят и люди постарше, многих я знаю лично – это бизнесмены, врачи, учителя.

– В свете нынешней государственной политики логично было бы возродить воскресную школу. Возможно ли это в нашем городе?

Отец Сергий: Возможно. Причём начинать надо даже не со школьного возраста, а с детсадовского. Я знаю нескольких священнослужителей, которые получают педагогическое образование и могли бы преподавать Закон Божий. На верхнем этаже в нашем храме есть подходящее просторное помещение. Но проблема в том, что оно холодное. Зданию вообще необходима новая эффективная система отопления.

Читайте также:  Крестный ход

Отец Дионисий: Есть замечательная английская пословица: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Если мы говорим про воскресную школу, то воцерковлять нужно не только детей, но и родителей. А захотят ли они этого? Приведу очень наглядный пример с таинством венчания: многие думают, что венцы над головами – это что-то вроде короны или награды, вступая в брак, они готовятся наслаждаться жизнью. А на самом деле венцы – это символ страдания: каждый из супругов приносит себя в жертву ради любимого человека. Вера требует усилий, и если дети не видят примера среди взрослых, они к ней не придут.

Но на кого же в таком случае ориентироваться нынешним родителям, если предыдущие поколения жили при атеизме? По христианской традиции ориентиром может послужить книга. Недавно вышло в свет биографическое издание о схиархимандрите Власии (Перегонцеве) – духовнике Пафнутьево-Боровского монастыря, что в Калужской области. 8 февраля ему исполнилось бы 89 лет. Называется книга «Лоцман душ человеческих», одним из её составителей выступил Дионисий Ахалашвили.

Он был лично знаком с героем книги, служил несколько лет под его духовным началом и был свидетелем того, насколько востребован дар отца Власия. К нему обращались за помощью первые лица нашего государства, видные деятели культуры, представители ОБСЕ, крупные бизнесмены, спортсмены и несметное количество простых страждущих.

Священнослужитель Власий чувствовал духовную сущность людей, мог знать наперёд, с какими бедами к нему обращаются. В миру такого человека называют ясновидящим, у церкви же есть особый термин – прозорливый.

Вот какую историю рассказал нам настоятель Сергий Прилипко:

– Уральского пастыря протоиерея Владимира Зязева однажды пригласил владыка епархии на должность секретаря. Решение это очень серьёзное, и отец Владимир считал необходимым сначала съездить в Пафнутьево-Боровской монастырь за благословением схиархимандрита Власия. Поскольку путь очень не близкий и трудный, он долго откладывал поездку, а владыка меж тем ждал ответа. И вот неожиданно получает отец Владимир письмо, а в нём – тетрадный лист с одним единственным словом «Благословляю». Нужды в поездке, таким образом, не стало, но уральский пастырь теперь твёрдо знал волю Божию и был уверен в своём выборе.

Подобных свидетельств в книге перечислены десятки. По словам отца Дионисия, это лучший наглядный пример жизни человека с Богом – правда, доступная каждому.

– Однажды вечером, когда отец Власий заканчивал приём и выходил из кельи, собирался народ и вставал под благословение, – делится воспоминаниями Дионисий Ахалашвили. – Некоторые в это время успевали задать какие-то важные для себя вопросы и получить от батюшки ответ. Как-то раз иду, смотрю, он выходит из кельи, народ бросается благословляться, окружив его плотной стеной. Какая-то импозантная дама, протискиваясь сзади, картинно заламывает руки и трагическим голосом вопрошает: «Как жить, батюшка?» Он оборачивается и на ходу бросает: «С одним!». Дама краснеет как маков цвет, батюшка быстро уходит. Народ долго ещё смеется…

Фото Андрея Зайкова.
На фото. Настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Сергий Прилипко.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.