«Это молодой, подающий надежды педагог, пришедший в школу с огромным желанием работать. Восхищают её оптимизм и стремление к познанию, трудолюбие и вера в успех», — так отзывается о Диане Алексеевне Галимзяновой завуч Кочневской школы Н.А. Николаева. Не секрет, что учителем в современной школе работать нелегко. От педагога требуются гражданская убеждённость, активность, ответственность, эрудиция. Всеми этими качествами обладает молодая учительница. И я решила поговорить с ней.
— Почему вы решили стать педагогом?
— Мне хотелось стать учителем с детства. Когда я пошла в первый класс, то поняла, как это интересно — учиться, узнавать каждый день новое. Мы с младшим братом часто играли «в школу». Я была учительницей, а Дима и все наши игрушки — учениками. Первое мое достижение в педагогической деятельности — братишка научился читать!
Мои школьные годы пролетели как один миг. После получения аттестата я ни минуты не сомневалась в своём выборе, решила осуществить свою мечту и поступила в Камышловский педагогический колледж.
Здесь я поняла, что профессия учителя очень ответственна, но всё зависит от человека! В колледже мы стали самостоятельными, целеустремлёнными людьми. Наша студенческая жизнь была разнообразной: принимали участие в конференциях, концертах, акциях, заседаниях. Самое яркое впечатление в душе оставил мой первый урок русского языка, который я провела в гимназии. Когда увидела заинтересованные лица, горящие глаза учеников, поняла, что в своём выборе не ошиблась!
— А почему именно русский язык и литература?
— Мне нравилась учительница по этим предметам Полина Николаевна Авдюкова. Она всегда помогала нам советом, добрым словом, справедливым замечанием.
Сейчас я работаю в родной школе, продолжаю учиться заочно в УрГПУ. Не перестаю восхищаться великим, богатым русским языком, думаю, мы никогда не сможем до конца постичь все тайны родного слова!
— Что вам удаётся, какие есть проблемы на профессиональном пути?
— Мне удаётся поддерживать хорошие отношения с учащимися, их родителями и коллегами. Я стараюсь делать уроки интересными, для этого использую игровые технологии, элементы личностно-ориентированного обучения, мне интересны мысли каждого ученика.
Но у меня возникают проблемы при оценивании, особенно творческих работ. Нужно быть более критичной.
— Как правило, учителя русского языка и литературы — это творческие личности. Вы согласны с этим?
— Конечно. Например, мои ученики принимают участие в творческих конкурсах как районного, так и областного уровней: конкурсе сочинений «Если бы я была главой…», конкурсе плакатов на экологическую тему «Твой город в твоих руках», конкурсе стихотворений «Марш парков-2008». Также учащиеся активно участвовали в фестивале «Юные интеллектуалы Урала», становились победителями районной олимпиады по русскому языку, школьной научно-практической конференции.
— Чему в своей работе вы уделяете особое внимание?
— Я думаю, что задача учителя заключается в том, чтобы открыть школьникам литературу как искусство слова, помочь им освоить окружающий мир с помощью художественного произведения, поэтому особое место в моей деятельности занимает работа с поэтическими текстами. Я работаю над проектом «Комплексный анализ стихотворений как средство развития читательского восприятия школьников», поэтому на уроках предлагаю детям вопросы проблемного характера, учу выразительно читать поэтический текст, писать отзывы о стихотворениях.
Ученикам и педагогам нашей школы особенно запомнилось заседание литературной гостиной «Живу я встречами с мечтой…», посвящённой творчеству камышловской поэтессы Л.И. Невенчен. На встрече царила дружеская обстановка. Звучали стихи Людмилы Ивановны.
— Ваши ученики сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе достаточно успешно. Как вы относитесь к данной форме итоговой аттестации? С какими трудностями встретились выпускники?
— Да, в прошлом учебном году мы с учениками готовились к сдаче ЕГЭ. Хорошие результаты были достигнуты благодаря совместным усилиям, постоянным тренировкам, упражнениям. К ЕГЭ у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, он позволяет успешным ученикам поступить в вузы, но этой возможностью пользуются у нас немногие. С другой стороны, вызывает сомнение объективность контрольно-измерительных материалов.
У выпускников возникли особые затруднения при написании сочинений. Им сложно комментировать проблему текста, аргументировать собственное мнение. Для устранения проблем нужно научить детей работать с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета, создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
— Диана Алексеевна, вы недавно сами были ученицей. Чем современные ученики отличаются от ваших одноклассников?
— Современные учащиеся много времени проводят за компьютером, забывая о богатстве литературы. А ведь именно литература — наука о человековедении. Книги ненавязчиво формируют в каждом те ценности, без которых не было бы настоящей жизни. Читая художественные произведения, мы каждый раз убеждаемся, что любовь и совесть правят миром.
— Полноправным членом семьи сейчас можно считать телевизор. Какие передачи вы предлагаете для просмотра?
— Если мы не можем обойтись без телевизора, то надо смотреть те передачи, которые дарят нам хорошее настроение, воспитывают в нас человека. Я смотрю «Хочу знать», «КВН», «Другие новости» и т.д.
— Современному обществу нужны личности, умеющие ориентироваться в любой жизненной ситуации. Как вы помогаете в этом отношении учащимся?
— Большое место в моей деятельности занимает внеклассная работа, особенно увлечена школьным пресс-центром, который был создан в этом учебном году. Школьная газета «Феникс» уже полюбилась учащимся. Особенно популярны рубрики «Новости четверти», «Литературная страничка», «Модные штучки», «Полезные советы». Деятельность пресс-центра основана на самоуправлении: решением ребят избираются главный редактор, фотограф, корректоры, оформители. Журналисты назначаются из числа наиболее талантливых.
С презентацией работы кружковцы Елена Шабалина, Ольга Панова, Мария Яковлева, Любовь Потоптаева выступили на региональном семинаре руководителей Восточного округа и получили высокую оценку.
— Диана Алексеевна, вы находитесь в самом начале пути. Какое ваше заветное желание?
— В мире, где люди часто совершают негуманные поступки, на учителей возлагается ещё больше ответственности. На занятиях мы с учащимися беседуем о том, как в наше время остаться Человеком. Моё самое заветное желание — воспитать своих детей патриотами, оптимистами, творческими, активными, добрыми и неравнодушными людьми.
Беседу вела Людмила КОРШУНОВА, учитель русского языка Кочневской школы.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Правильные мысли. Желаю вам свершения всех мечтаний, особенно о высшем образовании. Примеров перед вами больше, чем достаточно. Вспомните хотя бы Л.Г. Готкис.