Прочитала в газете от 30 марта сообщение о том, что активисты общественной организации «Память сердца» готовят материалы о тех, чьи отцы не вернулись с войны, и решила написать о своем папе, которого я знаю только со слов родных и по фотографиям.
Мой отец, Виктор Макарович Метелев, родился 9 ноября 1916 года (об этом сохранилось свидетельство) в Николаевке Скатинского сельсовета в семье Макария Васильевича и Анастасии Ивановны. Закончил школу лейтенантов в Камышлове (примерно в 1938 году). Здесь, в Камышлове, он встретил мою маму, Колясникову Таисью Федоровну, 1921 года рождения, она тогда заканчивала педучилище. 9 ноября 1939 года они заключили брак.
После окончания школы лейтенантов его направили служить в Прибалтику. На сохранившихся фото стоят даты: 12 апреля 1941 года, Латвия, местечко Гулбэнэ; 1 мая 1941 года, Литва, М. Серея; 24 мая, М. Серея. Есть фотографии из Эстонии, но там нет дат и названий мест.
Я не знаю, где родители находились, когда началась война, но это было в 15 километрах от границы. Мама рассказывала: «Пришел отец и сказал, что нужно срочно ехать домой, на Урал, началась война». Когда эшелон с эвакуированными семьями был отправлен, через 15 минут это место заняли немцы. Мне тогда было 10 месяцев, а маме 19 лет.
Кругом все в огне, рвались снаряды, бомбы, эшелон не мог долго вырваться из огненного кольца. С трудом выбрались, а дальше обстановка еще хуже — открытая местность. Несколько раз покидали вагоны. В первый раз мама взяла меня, чемодан с пеленками и подушку, отошла в сторону. Во второй раз взяла только меня, но сил идти не было. Села у дороги. Мимо проходил пожилой латыш, он сказал: «Уйди, девка, в рожь, убьют».
Так и спаслись во ржи. А на следующих остановках уже никто из вагонов не выходил. Тревога повторялась много раз. Когда миновала опасность, мама сказала: «Мы же выжили, дочь, хоть нас и бомбили, значит, будем жить». Так и ехали целый месяц до Камышлова, а здесь нас встретили мамины братья.
От отца больше не было никаких вестей. Мама искала его и писала везде до 1948 года, но приходил один ответ, что «не числится ни в живых, ни в мертвых… без вести пропал».
Сначала мы жили в Камышлове, мама работала на сетевязальной фабрике, а потом в Захаровской школе появилось место учителя, и мы переехали в семью бабушки и дедушки, родителей мамы. Дед Федор Петрович был кузнецом, мастером на все руки. Бабушка, Екатерина Васильевна, домохозяйка, мать большого семейства. Моя мама работала учительницей в Захаровской школе, а в 1967 году, в возрасте 46 лет, ее не стало после тяжелой болезни.
Я тоже решила узнать об отце и написала в архив г. Подольска, откуда получила ответ: «Заместитель командира мотострелковой роты 119-го отдельного разведывательного батальона 128-й стрелковой дивизии Метелев Виктор Макарович пропал без вести в июне 1941 года», а из Свердловска пришел ответ, что нет сведений, кроме книги Памяти РФ, т. 7, стр. 78.
Мне очень хотелось узнать место захоронения моего отца, деда моих внуков. Но, похоже, его нет, коли человек не числится ни в живых, ни в мертвых.
И еще хотелось рассказать об одном человеке — участнике Великой Отечественной войны, моем отчиме Дмитрии Ивановиче Захарове, 1923 года рождения. В 1948 году он стал мужем моей мамы и заменил мне отца. Он прошел всю войну, дошел до Берлина и вернулся в родное село, где его знали многие, так как он долгое время работал председателем сельсовета, а позднее заместителем директора Захаровского совхоза.
А теперь о себе. Я родилась в августе 1940-го в Камышлове. Семилетку закончила в Захаровской школе, десять классов — в Камышлове, а в 1957 году пришла работать в библиотеку Погорелки. Закончила Пермский техникум. И так проработала до выхода на пенсию заведующей Зареченской библиотекой. Здесь встретила свою судьбу, Виктора Никифоровича Коровякова. Воспитали троих детей, у нас четверо внуков. С ним мы прожили 50 лет, а в августе 2009 года его не стало после долгой болезни. Вся моя жизнь уложилась в несколько строк.
Про себя я еще могу сказать, что я не помню годы войны, маленькая была. Голода не испытывала, так как была самой маленькой в большой дружной семье, наверное, все взрослые делили свой хлеб со мной. Все работали, из семьи Колясниковых осталась одна младшая дочь — Нина Федоровна Протасова. И они вместе с мужем Алексеем Дмитриевичем всегда встречают нас, племянников.
Лихие годы коснулись многих семей. Участников войны остается мало, тружеников тыла тоже немного, да и нас, детей войны, становится меньше, но мы вечно будем помнить тех, кто погиб…
Галина КОРОВЯКОВА, ветеран труда.
© Редакция газеты «Камышловские известия»