«Любите ли вы театр так, как я люблю его…». Кто хоть раз не слышал эту фразу? А кто, интересно, сегодня, кроме специалистов, помнит, что написал её аж в 1834 году в одной из своих статей Виссарион Белинский? Критик называет театр «самовластным властелином наших чувств» и «истинным храмом искусства». А что думают о театре наши современники и не в столице почти двести лет назад, а в нашем «уездном» городке и сегодня?
Ольга Фёдорова, методист межпоселенческой библиотеки: Для меня театр – это радость. Часто бываю в театре и очень его люблю. В нём хорошо всё, начиная от вешалки и заканчивая выходом. Но, конечно, самое главное – постановка, спектакль. Всегда смотрю, как выглядит в городе здание театра, потому что считаю, что это лицо города, глядя на которое, видишь отношение городской власти к жителям. Хорошие руководители никогда не позволят театру плохо выглядеть, потому что это удовольствие и радость для зрителей, потому что в театр ходят интеллигентные люди. Из последних была в Казанском театре драмы. Люблю Екатеринбургский театр музыкальной комедии, знаю почти весь его репертуар. Это фейерверк музыки, голосов, яркие постановки, этот театр – всегда праздник. Сама играла на самодеятельной сцене только в детстве, потом наблюдала, как играет дочь, сейчас – внук. А вообще восхищаюсь нашими камышловскими артистами, многие постановки производят впечатление, иногда даже большее, чем профессиональные. А первый режиссёр в Камышлове для меня – Светлана Кремлёва.
Ольга Михайлова, инженер: Для меня театр – это познание мира с другой стороны, отдых, развлечение. Самое главное – конечно, такая игра актёров, чтобы им можно было верить. Могу смотреть любые жанры, если хорошо играют и получаешь удовольствие. Бываю в театрах очень часто. Огромное впечатление произвёл спектакль «Оскар и розовая дама» с Алисой Фрейндлих, который смотрела в Петербургском театре им. Ленсовета. Прошло с тех пор немало лет, а впечатление не забылось. Из последних недавно смотрела балет Адана «Корсар». Что не нравится в театре? Когда профессионалы играют как в самодеятельности. Другое дело, когда самодеятельные артисты играют как профессионалы. Это уже талант.
Виктория Иванова, ветеран труда: Для меня театр – это возможность знакомства с высокой культурой. Режиссёр, который не издевается над классикой. В Камышлове для меня это Евгения Кочнева, она ставит актёрам высокую планку. Мне ближе академическая театральная школа. Хотя я не против новаторства в целом, а против такого, которое «ниже пояса» или провозглашает нетрадиционную ориентацию. Я за традиционные ценности, за постановки, после которых чувствуешь гордость за тех героев, которые жили десятки и сотни лет назад, но пропагандировали те же ценности, которые близки мне. Я против постановок, которые унижают человеческое и национальное достоинство. В прошлом году смотрела в театре музкомедии спектакль «Екатерина Великая». Несмотря на красоту и яркость постановки, мысль режиссёра меня просто убила: Екатерина в финале сожалеет, что была государыней России. Свобода – это не вседозволенность, которая сегодня повсюду. Должны существовать внутренние нравственные барьеры, которые не позволят перешагнуть черту. У каждого должно быть внутреннее табу, тем более у режиссёра. Хотелось бы посмотреть что-то из военной тематики, о взаимоотношениях отцов и детей, по сатире Зощенко, что-нибудь лёгкое – не только для того, чтобы душа трудилась, а что-то водевильное, смешное, забавное.
Илья Зырянов, бывший актёр студенческого театра педколледжа «Пигмалион» (режиссёр А.Г. Мутли): Театр для меня – это возможность быть тем, кем я не могу быть в настоящей жизни, а самое в нём хорошее – чуткий и отзывчивый зритель. Выходя на сцену, актёр чувствует внутреннюю свободу, должен, по крайней мере… Сам я в театре был лет шесть назад, смотрел балет «Катя и принц Сиама». В «Пигмалионе» у нас было весело. В основном только приятные воспоминания. Не было такого, чтобы приходилось делать что-то неинтересное. И костюмы шить, и декорации делать – всё было в кайф. Приходили с репетиций приятно уставшие. Чувствовали себя «богемой». Однажды произошёл такой случай – хотя частый и довольно избитый, но тем не менее, забавный: актёр (Александр Анохин) налил в графин водки вместо воды, которую его герой периодически пил на протяжении всего спектакля. Раскрепощённость была полной, но из образа ни разу не вышел и текст не забыл – сыграл чисто и с огоньком.
Татьяна Дубынина, пенсионер: Театр – это прежде всего отдых, самое главное в нём – постановка, актёрская игра. Люблю артистов прошлых лет, поколения советского времени, но в последнее время узнала и много молодых. К сожалению, хожу в театр не так часто, как хотелось бы. И по телевидению мало показывают спектаклей. Если бы к нам приезжали театры чаще, с удовольствием бы ходила. В своё время часто смотрела спектакли Ирбитского театра, когда он приезжал в Камышлов с гастролями. Очень нравился их спектакль «Васса» по Горькому, ещё бы раз его посмотрела. Люблю комедии, драмы. И сама с удовольствием бы играла в местном театре.
И в завершение – снова Белинский: «возможно ли описать всё очарование театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!» Точнее и не скажешь…
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Спектакль «Сказ про Федота-стрельца. Двадцать лет спустя» студенческого театра педколледжа «Пигмалион», художественный руководитель и режиссёр Алевтина Германовна Мутли. 2010 год. В роли царевны (слева) – Илья Зырянов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»