Пн, 25 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пн, 25 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Мечта человечества
12 апреля 2021, 12:00

Мечта человечества



Галина ШИПИЦЫНА.

Покорить небо, добраться до звёзд всегда было мечтой человечества. Первыми, кому удалось прикоснуться к этой мечте, были мы. В 1961 году Советский Союз отправил в космическое пространство своего «посла», смоленского парня, старшего лейтенанта Юрия Гагарина, который первым увидел с высоты нашу маленькую планету.

Один из центров космического ракетостроения – город Куйбышев, ныне Самара. Беседуем о космосе с ведущим технологом Центрального специализированного конструкторского бюро (путём слияния ЦСКБ и завода «Прогресс» создан «Ракетно-космический центр «Прогресс»), 41 год отдавшим космической индустрии, Марией Никитичной Сизоненко. С 2011 года, выйдя на заслуженный отдых, М.Н. Сизоненко – старший научный сотрудник, экскурсовод музея «Самара космическая». Много интересных материалов о космосе можно, кроме того, прочитать на её странице в Инстаграм.

День, вошедший в историю технического прогресса

– Мария Никитична, расскажите, пожалуйста, про полёт Юрия Гагарина, может быть, у вас есть личные воспоминания?
– Очень хорошо помню тот день, было тепло и солнечно. Никто ничего не знал о полёте, об этом по радио не рассказывали, подготовка велась в обстановке строжайшей секретности. И только когда Гагарин приземлился, Левитан объявил по радио: «Передаём сообщение ТАСС о первом полёте человека в космическое пространство! 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, лётчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Один молодой человек мне на экскурсии однажды сказал: «Гагарин всего-то 108 минут пробыл в космосе, подумаешь. Просидел в космическом корабле, и всё». Ничего подобного! Он проявил высокую техническую грамотность и сделал всё, чтобы полёт состоялся. Он должен был подняться на орбиту на высоту 237 километров, но случилась нештатная ситуация, при которой в автоматическом режиме космический корабль работать не должен! Поэтому Гагарин отключил автоматику и вручную управлял кораблём, чтобы вернуться на Землю.

Он должен был ориентироваться по горизонту Земли, по Солнцу, звёздам, приборам. Это было очень сложно! И он не растерялся, всё сделал правильно, ведь он не мог подвести Сергея Павловича Королёва, конструкторов, рабочих. Первые космонавты за семь километров до земли катапультировались, а за три километра отделялись от катапульты и спускались на парашютах. Гагарин падал в реку в районе Саратовской области, но он не знал, где, так как из-за нештатной ситуации координаты планируемого спуска изменились.

Он обрезал 30-килограммовый НЗ, который выдают космонавтам и, манипулируя стропами парашюта, приземлился в двух километрах от берега недалеко от деревни Смеловка. На поле жена лесника Тахтаурова с внучкой сажали картошку, а тут спускается с неба человек, подходит и спрашивает: «Где тут телефон? Мне надо позвонить». В это время по радио Левитан уже объявил, и все ждали космонавта. Механизаторы полевого стана подбежали к нему.

Не знали о полёте даже родители Гагарина! Им сказали: включайте радио! Но, прослушав, отец не поверил, что это про его сына. А причина такая. Когда главе СССР Никите Хрущёву сообщили, что ракета «Восток-1» вывела космический корабль с человеком на борту на орбиту, он распорядился в радиосообщении изменить звание старшего лейтенанта на майора. Вот так и получилось, что старт Юрий совершил в звании старшего лейтенанта, а вернулся на Землю майором. Мама его, Анна Тимофеевна, тут же поехала в Москву, поздно ночью по спецсвязи поговорила с сыном, а встретилась с ним только 14 апреля на Красной площади.

После этого события все, конечно, стали интересоваться космосом, читать о нём. Поэтому у меня не было даже сомнений, что буду поступать в Куйбышевский авиационный институт, хотя там был очень высокий конкурс: 23 балла из пяти экзаменов. После института работала на заводе «Прогресс», оттуда в 1970-м перешла в ЦСКБ.

От чистоты космического изделия зависит успех полёта

– В чём заключалась ваша работа в ЦСКБ?
– Я технолог, занималась материалами, спецсредами и чистотой космических изделий – как снаружи, так и внутри. Вы же знаете, что ракета состоит из разных материалов, в основном это алюминиевые сплавы, более прочные крепежи делают из стали. Но не все сплавы могут быть контактны, необходимо подбирать такие материалы, которые не вызывали бы электротехнических изменений при контактировании. Я занималась как раз подбором материалов к той или иной конструкции ракеты или космического корабля, которые не вызывали бы коррозии. Кроме того, спецсредами, обеспечением чистоты внутренних полостей баков и трубопроводов, которых в каждом изделии большое количество, и мы должны были обеспечивать их чистоту.

Очень важно сохранение на борту космического объекта температурного режима и определённой влажности. Чтобы этот микроклимат создать, нужно обеспечить термостатирование во внутреннем объёме. А если изделие готовится к старту и возникает нештатная ситуация, тогда на космодром вызывают специалиста. Так было дважды в Плесецке и три раза на Байконуре, когда вызывали меня решать вопросы. Несколько раз я была на пуске, вы представляете, что это такое? Грандиозное впечатление! Это всегда происходило ночью. Когда ракета взлетает, пламя такое, что можно иголку на земле найти. Освещается всё так, словно яркий солнечный день. Но длится всего две минуты.

Если говорить о космической промышленности в Самаре в целом, надо сказать, что первая и вторая ступени ракеты Гагарина «Восток-1» были изготовлены в нашем городе. Именно куйбышевскому авиационному заводу № 1 в 1958 году было поручено изготавливать межконтинентальную баллистическую ракету Р-7 под руководством ведущего конструктора Дмитрия Ильича Козлова. Потом были «Молнии», «Востоки», «Восходы», «Союзы». Кроме того, космические корабли дистанционного зондирования поверхности Земли «Зениты», «Фотоны», «Ресурсы» полностью собирали в Самаре, и я в этом непосредственно участвовала.

Читайте также:  Байконур – колыбель космонавтики

Колонизировать Марс

– Как вы считаете, каков сегодня уровень космической отрасли в России?
– Значительно ниже прежнего. Мы всегда были первыми. Но нужно назвать достижения мировой космонавтики, хотя бы из последних. С Земли в июле 2020 года были запущены космические аппараты на Марс американцами, китайцами и зонд «Надежда» Объединённых Арабских Эмиратов, хотя с японского космодрома с помощью японской ракеты. 18 февраля 2021 года американские марсоход и вертолёт высадились на Марс. Это, конечно, историческое событие.

Самый дальний полёт отпраздновали в 2019 году американцы, когда завершилась миссия по полёту зонда «Новые горизонты» к Плутону. Впервые управляемый космический объект максимально приблизился к девятой планете Солнечной системы Плутону и передал полученные сведения на Землю. Он летел 9,5 лет и передавал чёткие сигналы, это показатель высокого качества космической техники.

Большие успехи в освоении космоса у китайцев. Индия тоже запустила космический объект на марсианскую орбиту.

Россия пока удерживает за собой третье место. А чем мы можем похвастаться? Строим Восточный космодром, запускаем ракеты, наши «Союзы» до сих пор показывают высокую надёжность и долговечность. Важнейшее событие в России – изготовление и запуск аппарата «Луна-25», который впервые после 45-летнего перерыва будет отправлен к Луне.

Однако для дальних полётов нужны ракеты сверхтяжёлого класса. Наш «Союз» выводит только восемь тонн, тяжёлая ракета «Протон» – 20 тонн. А для межпланетных полётов, конечно, нужно иметь ракеты сверхтяжёлого класса. Сейчас Роскосмос изготавливает ракету «Ангара-5» тяжёлого класса, но до её эксплуатации ещё далеко. У нас есть программа исследований Венеры, но она «заморожена» до 2025 года.

– Вы верите, что где-то на других планетах, кроме Земли, есть жизнь?
– Верю. Сейчас открывают новые экзопланеты, на которых вполне возможно существование жизни. Поэтому я считаю, что обязательно необходимы дальнейшие исследования, нужно строить новые ракеты и космические орбитальные станции, которые будут заниматься дозаправкой кораблей. Я восхищаюсь Илоном Маском, который сегодня пытается реализовать мечту человечества – делает всё для того, чтобы не просто освоить Марс, но даже колонизировать его. Как он сказал, если найдётся безумец нажать на кнопку, уничтожая всё живое на Земле, человек на этом не прекратит своего существования и продолжит развитие цивилизации на Марсе или за пределами Солнечной системы. Он очень целеустремлённый человек, его проекты были на грани срыва, ракеты взрывались. 4 марта, например, очередной прототип многоразового космического корабля взорвался через несколько минут после посадки, но Маск не останавливается, снова и снова работает, и его проекты логически оправдываются. Сегодня это единственный человек в мире, который удивляет меня. Верю, что он добьётся исполнения своей мечты…

Космические достижения 2020 года

  1. Компания SpaceX успешно испытала первый в мире частный космический корабль, запусков на МКС было два. 30 октября ракета-носитель тяжёлого класса вывела на орбиту GrewDragon c двумя астронавтами. 16 ноября тот же корабль доставил на МКС четырёх астронавтов.
  2. К Марсу отправлены три космических аппарата. США и Китай отправили марсоходы, а ОАЭ реализовали первый этап глобальной программы по освоению Марса, заложив финансирование 150 млрд долларов. У марсохода NASA цель – найти жизнь; китайский направлен для уточнения данных о планете.
  3. Проект Илона Маска «Starlink»: налажено массовое производство на высоком уровне.
  4. На Венере обнаружены мощные биосигнатуры, указывающие на наличие простейшей жизни.
  5. Китай испытал новый корабль для лунной миссии.
  6. Японский зонд «Хаябус-2» впервые в истории забрал грунт с астероида Рюгу и сбросил капсулу с грунтом на Землю.
  7. Китайский зонд «Чаньэ-5» доставил лунный грунт на Землю.
  8. Все российские запуски были успешными.

2010-е годы – время огромных успехов в изучении и освоении космоса

  1. Десятилетие экзопланет. Обнаружены за пределами Солнечной системы. Космический телескоп «Кеплер» подтвердил их присутствие и количество более 4000.
  2. Конец эпохи шаттлов. В 2011 году после двух аварий NASA прекратило полёты. Всего было изготовлено пять шаттлов, было совершено 135 пусков. Два потеряны при катастрофах, погибли 14 астронавтов.
  3. Начало эпохи частных компаний. Компания SpaceX смогла решить задачу разработки космического грузовика для доставки грузов на МКС. С 25 мая с помощью многоразовых кораблей «Gragon», выводимых в космос тогда ещё одноразовой ракетой «Falcon-9».
  4. В 2011 году был запущен парящий в космосе телескоп, прояснивший физику в окрестностях чёрных дыр. Это российский космический телескоп «Радиоастрон». Расстояние между ним и Землёй составляло 340 тысяч километров. 10-метровый телескоп давал разрешение высокой точности.
  5. Открытие воды на Луне в приполярных кратерах. Впервые это было замечено в кратере «Шелктон», 22% его поверхности занято льдом, скрытого под тонким слоем лунного реголита.
  6. Начало эры многоразовых ракет-носителей. Компания SpaceX начала создавать первую ступень ракеты, садящуюся на хвост в земных условиях. И только с 21 декабря 2015 года удалось впервые посадить первую ступень ракеты на хвост. В настоящее время ракета «Falcon-9» используется как многоразовая. Цена запуска упала до 50 млн долларов.
  7. Применение метановых двигателей. Метан – эффективное и недорогое топливо. Такие двигатели практически без сажи и могут использоваться без переборки до сотни раз.
  8. Открытие водных потоков на Марсе. Полярные шапки Марса состоят не только из сухого льда (СО2), но и из водяного.

На фото. Лётная часть города Энгельс. В руках у Юрия Гагарина фуражка, которую ему даст майор А. Гасиев, а взамен получит автограф на память в партбилете (это будет самый первый автограф космонавта). Слева в шляпе спортивный комиссар И. Г. Борисенко, прибывший для оформления и регистрации данных о рекордных достижениях, установленных во время полёта.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.