К Дню города
Русские художники разных времён делали землянику героиней своих полотен. В XVIII веке ягоды появляются на картине Ивана Хруцкого «Цветы и плоды». Мастер продолжает традицию голландского натюрморта XVII века – обилие прекрасно выписанных предметов, цветов и плодов.
Художники XIX века так-же не оставили без внимания эту ягоду. Её изображали мастера классицизма, например, у Фёдора Толстого есть «Клубника». Тщательно выписанный натюрморт, с чётким абрисом предметов, характерных для всех картин этой эпохи, окутывает некая прохлада рациональности.
Художники-передвижники второй половины XIX века писали с земляникой уже жанровые композиции. Главной целью было показать реальную жизнь русского народа, поэтому героями произведений становятся крестьяне, небогатые горожане да разорившиеся помещики. Такие картины есть у Василия Тимофеева и Николая Рачкова. Обе называются «Девочка с ягодами». Милые крестьянские девчушки, словно только что пришедшие из леса, держат деревянные расписные тарелки, наполненные красными ягодами. Так и хочется протянуть руку…
А на радостной, наполненной солнцем картине Владимира Маковского «Варят варенье» уже в самом разгаре процесс создания ароматного зимнего лакомства. Какая же здесь идиллия! Так и всплывает в памяти образ бабушки, аромат шипящего на плитке варенья и ощущения абсолютной безмятежности.
Вот так мы добрались и до века XX. А что же там? Неужели за глобальными изменениями, разрушениями и катастрофами, произошедшими за тот век, художники потеряли интерес к землянике? Отнюдь, нет! Художники русского авангарда (20-30-е годы) изображали её на своих полотнах. Например, Илья Машков, который неоднократно писал ягодку в натюрмортах «Розы и клубника», «Клубника и белый кувшин», и Зинаида Серебрякова («Натюрморт со спаржей и клубникой»), а также Аристарх Лентулов «Натюрморт с подносом и земляникой». Эти художники-бунтари первых десятилетий XX века видели и писали по-своему, по-другому. Они открывали русским зрителям кубизм и футуризм.
Для души, для себя любили писать ягоды мастера соцреализма – главного стиля советской эпохи. У Петра Кончаловского появляется «Клубника», у Александра Дейнеки – «Натюрморт. Клубника», у Нины Скорубской – «На земляничной поляне». Эти работы далеки от лозунгов официального искусства того времени, но так человечны, мягки и душевны.
Ну и, конечно, современные художники ищут вдохновения в лесных дарах. Здесь можно назвать целую плеяду российских мастеров, в чьих картинах запечатлена земляника. Это работа Эльмиры Петровой «Натюрморт с клубникой», Виктора Бычкова «Натюрморт с земляникой», Екатерины Калиновской «Земляника» и многие другие. Каждый из авторов пишет в своей манере, но их объединяет любовь к красной ягодке, растущей на лесной полянке или на садовой грядке.
Вот такой длинный путь в изобразительном искусстве прошла эта муза в зелёной коронке, оставив яркий след в душах и сердцах людей.
Светлана БЕРЁЗКИНА, преподаватель ДХШ, искусствовед
© Редакция газеты «Камышловские известия»