Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Мы танцевали под симфонический оркестр
07 ноября 2021, 14:00

Мы танцевали под симфонический оркестр



Школе № 1 – 150 лет

История школы № 1 – это неиссякаемый кладезь любопытных краеведческих материалов. Сегодняшний рассказ – о том, какой была внеурочная жизнь в учебном заведении в начале XX века, и какую роль она сыграла в развитии образования в Камышловском уезде.

В Камышловской женской гимназии было много традиций: сохранялись и развивались старые, появлялись новые. О некоторых из них мы знаем из воспоминаний выпускницы 1916 года Надежды Павловны Иевлевой. Вот что она рассказывает: «Особенно торжественно отмечался день открытия гимназии – 3 октября. Почти с самого начала учебного года мы готовились к празднику: планировали, как украсить здание. Начинали работать хоровой и танцевальный кружки, а также кружок художественного чтения.

Помню, один раз зал украсили в стиле ампир, а на другой год – ветками калины и рябины, включая верхний коридор. При ярком свете газокалильных ламп ягоды горели, как драгоценные рубины. Особенно много времени и труда мы затратили, убирая зал орнаментами из папоротника. В октябре он становился коричневым и как будто бархатным. Его ветки мы нашивали на орнаменты, вырезанные из картона. На белых стенах всё это выглядело очень эффектно.

Интересное начиналось вечером, когда по натёртому до зеркального блеска паркету пара за парой скользили в вальсе гимназисты и гимназистки
3 октября мы шли в гимназию нарядными: в отглаженных формах, белых фартуках, с белыми бантами в косах. Начинался праздник молебном, после чего гимназисткам вручали награды за отличную учёбу и примерное поведение.

Длинный стол, покрытый зелёным сукном, весь был заложен книгами и похвальными листами. За ним сидели председатель педагогического совета Василий Семёнович Максимов, начальница гимназии Елизавета Ивановна Навалихина, члены педагогического совета и именитые граждане Камышлова. Секретарь педсовета называл фамилии, мы подходили, делая глубокий реверанс, и получали награды: первая степень – книга и похвальный лист, вторая степень – книга и третья степень – похвальный лист.

Затем учащиеся давали концерт. Я до сих пор помню стихи, которые читала, и песни, которые мы пели хором. Но самое весёлое и интересное начиналось вечером, когда по натёртому до зеркального блеска паркету пара за парой скользили в вальсе гимназисты и гимназистки. Мы никогда не танцевали под баян – у нас играл духовой оркестр мужской гимназии или городской симфонический оркестр.

На одном из концертов меня поразил своей красотой и пластикой русский балетный танец старших девочек (я тогда училась в четвёртом классе). Я до мельчайших подробностей запомнила все их движения и красочные русские костюмы, дав себе слово поставить этот танец, когда вырасту.

Учебный год и каждый учебный день также начинались с молебна. Гимназистки под присмотром классных дам строились парами и шли в зал. Перед иконой читали евангелие, хором пели молитвы, затем перед портретом царя пели гимн «Боже царя храни». После чего следовал реверанс учителям (они обязаны были присутствовать на молитве) и все расходились по классам.

В каждом классном углу висела икона. В религиозные праздники, воскресенья и царские дни ученицы обязаны были организованно ходить в церковь, а в последнюю неделю перед Пасхой несколько дней посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Но следили за этим не так уж и строго. Большинство ходили в церковь не ради молитвы, а чтобы встретиться с мальчиками, с которыми дружили.

В гимназии отмечали юбилеи писателей, для младших классов устраивали художественные чтения, иллюстрируемые туманными картинами (проекционным аппаратом – прим. ред.). Учитель музыки и пения М.М. Щеглов проводил благотворительные литературно-музыкальные вечера.

Старшие ученицы совершали образовательные экскурсии по Уралу и Кавказу, знакомились с природой, посещали Смолинские пещеры, а также некоторые заводы и писчебумажную фабрику в Курьях.

Мы читали книги в школьной или городской библиотеках. Зимой катались на коньках – городской каток был хорошо оборудован. Много рукодельничали: учились кроить, шить, вышивать, штопать и чинить одежду. Это умение в жизни всем пригодилось. В годы Первой мировой войны мы шили бельё для армии, вязали шерстяные носки, варежки».

Кузница педагогических кадров

Многие выпускницы, окончившие курс гиманзии, работали в сельских школах и училищах Камышловского уезда. А Серафима Николаевна Кашина, Анна Ивановна Зеленцова, Евлампия Петровна Шилко, Валентина Петровна Крупина сами преподавали в родных стенах. В советский период в школе работали их выпускницы Лидия Андреевна Голенищева, Александра Флегонтовна Иванова, Мария Александровна Кузнецова, Надежда Павловна Шевелева (Иевлева).

Читайте также:  За службу образованию

«Гимназия дала нам прочные знания изучаемого материала, достаточно по тому времени широкое общее образование и развитие, которое во всей последующей жизни было крепким фундаментом для дальнейшего развития, – вспоминает Надежда Павловна. – Поступив на физико-математический факультет высших женских бестужевских курсов, я легко справилась с материалом. Учась заочно в педагогическом институте Свердловска, я не чувствовала задолженности и недоработок среднего образования.

Я до сих пор благодарна гимназии за то, что она приучила меня работать, привила любовь к педагогическому труду. Я вышла из гимназии с твёрдым убеждением в правильности выбранной профессии и никогда не раскаялась в этом.

С какой радостью я с 1930 по 1934 год работала в школе колхозной молодежи! С каким гордым чувством я ходила по тем коридорам, где прошли мои детство и юность! И сейчас, когда я попадаю в это здание, я чувствую себя помолодевшей, и хочется снова работать и мечтать.

С 1937 года и до выхода на пенсию в 1959 году я работала в школе № 2. Трудилась до 62 лет – всё не могла решиться уйти из школы, порвать с математикой».

В течение 20 лет Н.П. Иевлева работала завучем. Её наградили медалью за доблестный труд во время Великой Отечественной войны, орденом «Знак Почёта», орденом Трудового Красного Знамени и значком «Отличник народного просвещения».

Из воспоминаний выпускницы гимназии 1920 года Марии Александровны Кузнецовой: «После окончания 7-го класса в 1919 году Уездный отдел народного образования назначил меня учительницей в начальную Калиновскую школу. При ней был организован 5-й класс, в котором занимались ученики 15-16 лет. Заведующая школой дала класс мне. Преподавать несколько предметов было нелегко. Но радовало то, что ученики в то время тянулись к знаниям. Дисциплина на уроках была отличная, несмотря на то что не было учебников, не хватало бумаги.

В селе Калиновском я проработала три месяца. С 1 декабря 1919 года при единой трудовой школе был создан 8-й класс, и я вернулась к учёбе. С сентября 1920-го по 1930 год я работала учительницей в сельской школе. С 1 февраля 1931 года по 1 февраля 1934-го была директором школы колхозной молодёжи. В коллективе были учителя, ранее работавшие в гимназии: Л.А. Щеглова, В.Д Батова, М.М. Щеглов, А.Н. Просвирин. Я не представляла себе, как руководить учителями, у которых сама училась.

За хорошо поставленную работу школа от имени райкома и исполкома не раз получала переходящее знамя. В 1933 году её перевели на программу фабрично-заводской семилетки (ФЗС). В 1934 году учебное заведение перешло на программу среднего образования. Директором школы № 2 я проработала до сентября 1959 года, пока не вышла на пенсию».

А вот что пишет в одном из своих писем в школу Парасковья Русалина, выпускница 1917 года, ставшая впоследствии учёным-биохимиком: «Удивительное свойство живого человеческого организма – память. Прошла целая жизнь с её заботами, переживаниями, горестями и радостями, с её большими событиями. А память вдруг воскресит то, что, казалось, было незначительным. И воскресит так ярко, как будто было только вчера. Всплывают лица одноклассниц, милые, весёлые, улыбчивые, грустные, задумчивые. А сердце навсегда останется благодарным моим дорогим учителям. Низко кланяюсь Ольге Степановне Макаричевой, учительнице физики, приблизившей меня к себе и позволившей работать с умными приборами в физкабинете во внеурочное время. Это она нашла нужным подарить мне свою фотографию с надписью, ставшей девизом моей жизни: «Будьте такой же хорошей работницей в жизни, какой были в школе».

Подготовила Зинаида МИХАЙЛОВА, руководитель музея школы № 1
Фото из архива школы № 1.
На фото. Выпуск женской гимназии 1914 года. Фото передано А.Ф Надеиной.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.