Заметки о поездке в Тобольск
– Из Камышлова? – удивленно вскинула брови миловидная женщина-экскурсовод, – хоть мы с вами и соседи и, скажу даже больше – «родственники», ведь Ермак открывал Сибирь, Урал в то далекое время входил в состав Сибирской губернии, центром которой был Тобольск, вы у нас редкие гости. У нас теперь все больше англичан, немцев, французов. Они давно уже поняли, что Тобольск – это сокровищница русской культуры. Здесь сохранено более 300 памятников истории и культуры. Главным, безусловно, является Кремль – единственный в Сибири памятник гражданской и культовой архитектуры XVII-XIX веков, где расположен первый в Сибири каменный храм – Софийско-Успенский собор. А всего в Тобольске 16 соборных, приходских и монастырских храмов, имеющих статус памятников истории и культуры, и среди них – Абалакский монастырь, расположенный в непосредственной близости от Тобольска, где наряду с памятниками гражданской архитектуры стоят пять красивейших церквей…
Так началась наша экскурсия по городу Тобольску, организованная Советом ветеранов отдела внутренних дел под председательством И.О. Кочневой, благодаря помощи и заботе начальника ОВД – полковника полиции В.Н. Шкаева.
Величие земли сибирской
Итак, Тобольск! Уже на подъезде к городу ощущается величие земли сибирской: удивительный воздух, пропитанный запахом водной глади, поскольку город расположен в месте впадения Тобола в Иртыш. Здесь с незапамятных времен занимаются не только ловом, но и разведением рыбы, и ровные ряды прямоугольных заводей, где плещутся косяки ценных промысловых пород, увеличивая водную гладь, создают ощущение бескрайности.
На диком бреге Иртыша
Стоял Ермак, объятый думой…
Вряд ли эти бескрайние просторы в условиях столь неблагоприятного климата освоили бы тупые да ленивые пьяницы, каковыми теперь все чаще пытаются представить русских людей. Выходит, дело не в менталитете народа, как теперь принято говорить, а в том, кто стоит во главе этого народа, какой идеей вооружен этот народ, на какие цели направлены его устремления.
Тобольск – яркое подтверждение величия наших предков, их трудолюбия, смекалки и творчества. Уже в период правления Петра I город окреп настолько, что начал печатать собственную монету, за что Тобольский губернатор М.П. Гагарин был признан смутьяном, «пытан и казнен». Тело Матвея Петровича висело на Васильевском острове Санкт-Петербурга до тех пор, пока не сгнили веревки, но и потом, заменив веревки цепями, его оставили висеть в назидание всем покушавшимся на государственную казну и целостность России. Царь-батюшка Петр Алексеевич «крутенек был» и о правах личности казнокрадов не задумывался.
В истории Тобольска М.П. Гагарин остался на все века, ибо именно при нем в конце XVII века на месте старого, много раз горевшего деревянного кремля, по проекту, составленному С.У. Ремезовым, было построено это белокаменное чудо.
Семен Ульянович был выходцем из «служилого класса детей боярских» и вошел в историю русской культуры как энциклопедист Сибири, картограф, архитектор, строитель, историк, художник и писатель. Но более всего он известен как автор «Чертежей всей Сибири».
По его задумке, попасть в Кремль можно было, только поднявшись на шестидесятиметровую высоту Троицкого мыса и пройдя через триумфальные Дмитровские ворота, отдавая дань уважения памяти Ермака Тимофеевича.
С незапамятных времен люди верят, что, пройдя молча по этой деревянной лестнице, в конце пути можно увидеть собственное будущее. Не знаю, видел ли свое будущее кто-либо из поднимавшихся рядом со мной людей, но славное прошлое той великой России, что оживало перед нами с каждым шагом по тобольской земле, в моей душе вызывало невольный трепет.
198 деревянных ступеней 1671 года постройки (пусть и неоднократно уже замененные), плавно переходящие в 110 метров плотной вертикали высотных сооружений Софийско-Успенского собора и Вознесенской церкви! Пятнадцатиметровые стены этого «каменного оврага», сработанные пленными шведами, как знать, может, теми самыми, что уступили русскому оружию в Полтавской битве, невольно заставляют задуматься о бренности существования конкретного человека и о бессмертии народа, своими руками созидающего великую историю.
История распорядилась так, что именно Тобольск стал центром всей Сибирской губернии, и даже утрачивая, по мере продвижения на восток, первенство в общественно-политической жизни государства, он продолжал концентрировать в себе духовную культуру народа.
Место ссылки вольнодумцев
Первым, самым известным ссыльным стал набатный колокол из города Углича, который 15 мая 1591 года возвестил народу о смерти царевича Дмитрия, за что по указу Бориса Годунова был «казнен». Колокол били плетьми, отсекли ухо, вырвали язык и сослали в Тобольск.
С этим небольшим сибирским городом, мужественно пронесшим через века и все перестройки свою неповторимую архитектурную и духовную целостность, прямо или косвенно связаны имена лучших людей государства российского. В Тобольске от бурной политической жизни «отдыхали» и декабристы, и петрашевцы, и последний император Николай II. Здесь отбывало ссылку немало писателей, вошедших в золотой фонд русской литературы. В числе первооткрывателей тобольской ссылки следует назвать автора «Недоросля» Д.И. Фонвизина и автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Здесь был и Н.Г. Чернышевский – автор романа «Что делать?», и В.Г. Короленко, увековечивший порядки тобольской тюрьмы в рассказе «Яшка».
Моя хвала погибшим и живущим
Борцам за будущность Руси родной,
Страдальцам за друзей своих. В грядущем
Им засиять нетленною красой.
Так писал о таких людях еще один знаменитый ссыльный – украинский поэт П.А. Грабовский, отец Б. Грабовского, одного из изобретателей телевидения. Он похоронен на Завальном кладбище рядом с декабристами, которые вписали в историю города особые страницы, наполненные горечью, трагизмом и бессмертной славой. Судьбы 15 декабристов так или иначе связаны с этим городом, а семеро из них: А. Барятинский, С. Краснокутский, С. Семенов, Ф. Вольф, А. Муравьев, Ф. Башмаков, и друг А.С. Пушкина В. Кюхельбеккер навсегда остались в тобольской земле. Здесь жил и И.А. Анненков с дочерью наполеоновского офицера Женеттой Полиной Гебль, чья романтическая история любви вдохновила В. Мотыля на создание фильма «Звезда пленительного счастья», здесь его дочь Ольга Александровна своим теплом и заботой скрашивала пребывание в тобольской тюрьме Ф.М. Достоевскому, «…Участие и живейшая симпатия почти целым счастьем наградили нас, – писал Федор Михайлович о днях пребывания в Тобольске, – ссыльные старого времени (то есть не они, а жены их) заботились о нас, как о родне». До сих пор жалею, что, проявив беспечность, я не захватила с собой цветов, чтобы положить их на надгробные плиты этих великих людей той Великой России.
В Тобольске в разное время останавливались и проживали по нескольку дней и месяцев, следуя к своему основному месту ссылки: Протопоп Аввакум и сподвижники Петра I А. Меньшиков, А. Остерман, X. Миних, и даже прадед А.С. Пушкина Абрам Ганнибал после смерти Петра I был сослан в Сибирь и служил майором Тобольского гарнизона с 1728-го по 1731-й.
Тобольск подарил миру композитора А. Алябьева и художника В.Г. Перова, здесь жил и делал наброски к своим картинам В.И. Суриков. С тобольской губернией связаны имена В.М. Брадиса, чьи математические таблицы хорошо известны всем когда-либо учившимся в старших классах средней школы, и автора знаменитого «Конька-горбунка» П.П. Ершова.
Здесь всё историей дышит…
Рассказывать о Тобольске можно бесконечно, о чистоте его улиц и бережном отношении не только к исконной архитектуре города, но и к историческому ландшафту.
Я ни словом не упомянула о пребывании в этом городе царской семьи и о том, как в Абалакском монастыре нас встретили говорящие стрельцы в исторически воссозданном деревянном городище с удивительными деревянными часами и избушкой на курьих ножках, которая по команде самой Бабы Яги, медленно поворачиваясь, дает возможность осмотреть окрестности Абалака. Удивительное сочетание старины с современными машинами и дельтапланами отдыхающих в стрелецких палатах. В Абалакский монастырь мы попали в момент окончания службы, и звучание колоколов, плывущее по бесконечно высокому и чистому небу, очищало душу от всего мирского и суетного, наводя на мысли о вечности.
Люблю я купола твои, Россия,
Захватывает дух от этой красоты,
От этого величия и силы,
Какой-то первозданной чистоты.
Жаль, что мы теперь чаще ездим по заграницам, и совсем не знаем, да и не хотим знать истории собственной страны… А история – вот она, на улицах таких русских городов, больших и малых.
В заключение, вслед за историческим альманахом «Сибирский вестник» хочется сказать: «Кто хочет видеть нечто прекрасное в натуре, тот поезжай в Тобольск».
Ольга НИФОНТОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Замечательный рассказ об одном из чудес России и его историческом прошлом.
Кто не был, рекомендую.
Мы пробыли там день и нам его оказалось мало.
Удручает лишь одно.
Мы начинаем замечать окружающую красоту и заботиться о ней лишь по указке сверху.