Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
31 марта 2010, 10:00

На страже советского неба



Дочь ветерана Великой Отечественной войны Эльмара Иосифовича Микивера Лораида Эльмаровна из поселка Калина прислала в редакцию рассказ отца о службе во время Великой Отечественной войны, который он написал незадолго до смерти.

Я родился в Ленинградской области, деревне Зимитицы в 1918 году. В ряды Красной Армии был призван в 1940 году. Нас тогда привезли в подмосковный город Химки, где находился 1-й корпус ПВО, 1-й полк ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь). Здесь я прошел курс молодого бойца, принял присягу. После чего был зачислен в группу радиотелеграфистов. Нас отправили в Калининскую область в г. Вышний Волочок, где обучили радиоделу и азбуке Морзе.
Когда началась война, нас привезли в деревню Выдропужск той же Калининской области на ВНОСовский пост. Здесь, за деревней, на горе была выстроена землянка. Мы развернули рацию и стали вести дежурство. Наша задача — обнаружить и опознать самолеты. За воздухом наблюдение ведет наблюдатель, он передает сведения радисту, а радист — в Москву на центральный пульт. При обнаружении самолета передается его курс, тип, высота, время и номер поста. На центральном пульте следят, куда пойдут самолеты, какие посты будут передавать информацию.
ВНОСовские посты были расположены вокруг Москвы на расстоянии 12 километров друг от друга в шахматном порядке. На основании информации с этих постов навстречу вражеским самолетам направлялась истребительная авиация и приводилась в готовность зенитная артиллерия. Каждый вечер на ночь поднимали аэростаты, утром их опускали.
Самые тревожные дни были в октябре, ноябре и декабре 1941 года. Немцы под Торжком, всего в 30-ти километрах от нашего поста. А слева даже обошли наш пост и заняли города Калинин, Лихославль, Клин, Солнечногорск. Они беспрерывно бомбили полевой военный аэродром, который находился недалеко от Торжка, и железнодорожную станцию Спирово, а также мост через реку Тверца, который находился на автостраде Ленинград — Москва. Нам выдали гранаты и бутылки с бензином для истребления немецких танков. В колхозе дали пару лошадей с бричкой, которые были постоянно запряжены, чтобы вывезти имущество и технику, не оставить их врагу, если немцы вдруг прорвутся. Но немцы не дошли до нашего поста, их остановили под Торжком и погнали обратно на запад.
А летом 1942 года меня направили в Москву, а оттуда привезли на Урал в Еланские лагеря, где формировался Эстонский полк. Но из Еланских увезли в Чебаркульские лагеря, где и был окончательно сформирован 925-й Эстонский стрелковый полк. По состоянию здоровья меня перевели обратно в Елань в запасной полк. Здесь по наряду УралВО передали на хозяйственную работу в подсобное хозяйство военторга в пос. Калину. Потом, как на тракториста, наложили броню. Так и остался жить здесь, на Урале. А родную деревню Зимитицы немцы при отступлении из-под Ленинграда сожгли дотла. Ее сейчас нет карте.

Читайте также:  На могилку к отцу

Подготовил Сергей ОЗОРНИН.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.