Ностальгия.
Мы, первые жильцы дома № 21 по улице Комсомольской, живём здесь уже 40 лет. Осталось нас человек десять. «Переехав» из СССР в РФ, мы стали хозяевами с правом купли-продажи, а если перевести на стоимость квартир после приватизации, то миллионерами.
Постараюсь отразить изменения, произошедшие ко времени юбилея. Вернусь в годы, когда начали строить многоэтажки нашего двора. Тогда сносили частные дома по Гагарина, 24, затем по Комсомольской, 21, а потом по Куйбышева, 8. Тем, чьи дома попадали под снос, давали квартиры в новостройках. А каждая железнодорожная организация в помощь предприятию «Горем-35» выделяла работников с последующей гарантией получения квартир.
Наш дом строился по титулу электрификации, то есть большинство квартир должно было быть выделено будущим контактникам и подстанционникам. На строительстве дома работали Олег Хохряков, Виктор Кочнев, Вера Путинцева, Гоша Гладких и другие. В то время я уже более 10 лет работал на железной дороге и жил с семьёй в бараке у железнодорожной бани. Однажды, проходя мимо нашего строящегося дома № 21, я похвастал жене, что скоро будем жить в благоустроенной квартире. Но, как я уже писал в заметке о первой электричке, заехать туда оказалось непросто. Уже после распределения наших квартир на заседании профкома поступил приказ Г.А. Корякина с дистанции гражданских сооружений: отдать шесть квартир обратно. И мне как председателю профкома пришлось их отстаивать с А.А. Мухортовым в управлении железной дороги.
Заехали мы в феврале 1981 года, отпраздновали новоселье. У нас с соседями всегда были доброжелательные отношения. Раньше мы жили в четвёртом подъезде, до сих пор приветливо встречаемся с Виктором Филипповичем и Валентиной Афанасьевной Кочневыми, Михаилом Терентьевичем Прожериным (он немного позже заехал). Всегда рады видеться с Порошиными (правда, они переехали в другой дом), Валентиной Курановой, Анной Пьянковой и Катей Полуяхтовой. У подъезда растут берёзы, которые мы посадили с её мужем Виталием Полуяхтовым. Его уже нет, а деревья растут.
Сейчас живём в одном подъезде с Алей и Олегом Хохряковыми, соседями по саду. Из старых жильцов здесь остались Людмила Овчинникова, Наталья Устьянцева, Светлана Пастухова (Ватагина). На одной площадке живём с семьёй Алексея Мелёхина. Его отца Юры уже нет, но я помню, каким добросовестным работником он был на железной дороге и депутатом в городе. Жена Алексея Татьяна сейчас старшая по дому, многодетная мама. Когда мы заехали в этот подъезд, моя супруга быстро нашла с ней общий язык в плане решения житейских вопросов.
Весной у окон подъезда женщины разбивают цветочные клумбы. Заменены старые почтовые ящики, во дворе построена детская площадка, оборудована площадка для мусорных контейнеров. Всё это – дела управляющей компании «Эстра-УК» во главе с Б.И. Карелиным, депутатом Думы КГО. Они оперативно реагируют на просьбы жильцов. Отремонтировали крышу, сделали ремонт в подъездах, поставили в них новые двери, сменили окна на пластиковые, замазали швы в стенах.
Недавно прочитал в газете о Владимире Васильевиче Зенкове. Он был инвалидом-фронтовиком, на пенсии его назначили старшим по нашему дому от дистанции гражданских сооружений. По его инициативе и под его руководством мужчины во дворе сами соорудили столы и лавки. Вечерами там «забивали козла», играли в карты и шахматы. А иногда во дворе раздавались звуки баяна – играла Светлана Давыдова.
Посреди двора ребята построили хоккейный корт. Зимой там гоняли шайбу и, помню, Андрюха Паньков с трудом отбивал атаки братьев Бурмистровых. Но это уже позже, когда был сдан дом № 8 по улице Куйбышева.
Вспоминаю, как в песочницах играли дочери Сани Пастухова, как заезжали мои бывшие одноклассники Валера Дзюба и Татьяна Полуяхтова, которых уже нет на этом свете. Сейчас общаюсь с их сыновьями Володей и Серёжкой. Позже справляли новоселье Саша Зырянов – почётный железнодорожник, бригадир контактников, и шофёр Володя Елькин – добросовестный работник, рано ушедший из жизни. Сейчас его дочь Лариса Саласкевич – наша соседка по подъезду.
Ещё вспоминаю один любопытный случай. Горгаз во дворе начал вырубать рябину и сирень: якобы корни разрушают газопровод. Тогда Альбина Кирилловна Мухортова организовала «движение зелёных», и кустарник удалось отстоять. А лет 20 назад в День города организовали праздник для детей. В Новый год с ЭТЗ приходили Дед Мороз со Снегуркой.
Сейчас в материальном плане жить стали всё-таки лучше: во дворе полно машин, поэтому возникла проблема со стоянками. А вечерами, особенно летом, до полуночи и позже очень уж громко во дворе развлекается молодёжь. Возможно, они не знают, что по закону с 23.00 до 8.00 шуметь во дворе нельзя. Мамы с папами им этого не объясняют, а участковым никто почему-то не жалуется. Автомобилисты ночью разъезжают с громкой музыкой, не думая, что утром кому-то на работу. Здесь же, среди песочниц, взрослые пьют пиво и справляют нужду, а родители, что гуляют с детьми, стесняются сделать им замечание или позвонить в ОВД… Где тут совесть, где закон?
Зато дворники добросовестно убирают территории. Часто вижу, как Вадик Шишкин наводит порядок. А ещё он по собственной инициативе сделал во дворе железные ограждения. У каждого времени – свои проблемы, но наша повседневная жизнь по-прежнему зависит от понятий «твоё», «моё», «наше». При социализме нашему дому присваивалось почётное звание «Дом образцового содержания». И если сейчас мы выбираем старших по дому или по подъезду, надо говорить им спасибо и помогать, чтобы внуки и правнуки вспоминали нас с благодарностью.
Анатолий ДРОНОВ
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Тот самый дом, тот самый двор. 9 Мая 2020 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»